Салих Сайдашев и театр

Информация » Салих Сайдашев и театр

Страница 3

Учеба С. Сайдашева в Татарской оперной студии при МГК особого результата не принесла. Более того, считается, что она отвлекла его на несколько лет от творчества.

Ко времени возвращения композитора в Казань сложилась парадоксальная ситуация: произведения Сайдашева критиковали, хотя уже и не так активно, при этом он был самым любимым и популярным композитором татарского народа. Так, во время гастролей Татарского государственного академического театра в Уфе башкирская пресса отмечала, что успех спектаклей во многом связан с музыкой и балетом, и в этом плане татарский театр находится впереди многих других[10].

О популярности музыки С. Сайдашева свидетельствуют его творческие вечера. Один из них состоялся 25 апреля 1939 г. в кабинете им. Г. Тукая, находившемся в здании Союза писателей республики[11]. Это была встреча писателей с С. Сайдашевым, посвященная его творчеству. О вкладе Сайдашева в развитие татарской советской музыки говорили М. Джалиль, Г. Кайбицкая, Т. Гиззат, Ильдар, Х. Туфан. Некоторые поэты прочитали свои стихи, посвященные Сайдашеву. С ответной речью выступил сам композитор. Были исполнены "Марш Красной Армии" (сегодня он называется "Марш Советской Армии"), произведения из спектакля "Наемщик".

Популярность музыки Сайдашева оказывала влияние и на критиков. Тон их рецензий менялся в зависимости от ситуации. Так, первые отклики на премьеру спектакля "Бишбуляк" были весьма критичными. В музыке Сайдашева, например, услышали повторение мотивов из его предыдущих произведений. Однако спектакль все больше приобретал успех у зрителей. Еще не прошел год со дня премьеры, а его уже показали 50 раз, тогда как другие выдерживали лишь несколько постановок. Газета "Кызыл Татарстан" посвятила юбилейному спектаклю почти целую страницу[12].

Сайдашев покинул Татарский государственный академический театр в 1948 г. Это было не его решение — композитора уволили. Вынужденный уход из театра обернулся самой настоящей драмой. В оставшиеся шесть лет жизни С. Сайдашев оказался навсегда оторванным от своего главного дела.

Cайдашевская музыка по-прежнему была полна света и радости, как бы призывая жить, сострадать, надеяться и верить . До последних дней жизни Сайдашев с искренней щедростью отдавал людям свой неиссякаемый музыкальный дар. Так же и спектакли С. Сайдашева продолжают жить. Произведения "Сандугач" (Соловей), "Хуш, авылым" (Прощай, мой край), "Кара урман" (Дремучий лес), "Әдрән дингез" (Адриатическое море), песня Булата (ее начальный мотив являлся одно время музыкальным звонком в театре), песня и танец беглецов из "Голубой шали", вальс из спектакля "Наемщик", "Восточный танец" и многие другие сайдашевские произведения любимы народом по-прежнему.

10 декабря 1993 года в Казани был открыт музей Салиха Сайдашева, который стал местом притяжения для музыкальной общественности города и республики, концертной площадкой для ведущих музыкантов и творческой аудиторией для студентов и школьников. Экспозиция музея рассказывает об истории татарской музыки и жизни одного из самых ярких ее творцов. Художественное оформление музея, объединившее изобразительное решение, звук, свет, позволяет посетителю осмыслить эпоху, этапы биографии и наиболее яркие творческие достижения композитора с позиции сегодняшнего дня.

Одним из новых памятников на улицах Казани стал долгожданный бронзовый монумент в честь основателя татарской профессиональной музыки Салиха Сайдашева.

Данью памяти выдающего композитора является также улица в Казани названная в его честь и одно из красивейших архетиктурных сооружений — Большой государственный концертный зал Казани. Он назван именем С. Сайдашева.

Место для памятника выбрано более чем удачное — перед новым зданием Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Перед полукруглым величественным зданием университета, сейчас студентов встречает не менее величественный памятник композитору С. Сайдашеву. Представленная площадка с памятником С. Сайдашеву является символичным образом открытости и демократичности.

Страницы: 1 2 3 4

Рекоменудем посмотреть:

Танцевально-двигательная терапия
Что же касается танцевально-двигательной терапии, то непрестанная смена ритмов, различные по характеру рисунка танцы, аутентичные движения, сопровождающие практически каждую песню, несут в себе освобождающий и терапевтирующий заряд такой ...

Институт семьи и его значение для общества. Социальный аспект свадьбы и семьи
Институт семьи в России серьезно пошатнулся после Октябрьской революции 1917 года. Борясь с религией (которая только укрепилась в сознании людей), большевики приняли декрет «О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского ...

Ранние этапы формирования культуры
Для того, что бы провести анализ роли языка в формировании культуры, нам необходимо подробнее изучить некоторые исторические аспекты. Мы не станем углубляться и рассматривать историю становления хорошо известным нам древних цивилизаций, а ...