Монастырь в настоящее время

Страница 1

Монастырь сейчас является одним из самых благоустроенных. Считается, что Дивеево - четвертый и последний удел на земле Небесной Игумении монастыря - Пресвятой Богородицы. В обители проживают более ста сестер, открыто пять скитов, где несут послушание еще около семидесяти монахинь. В восстановленном соборе, где покоятся мощи прп. Серафима Саровского, совершаются богослужения. Здесь же хранятся вещи преподобного Серафима: мантия, нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавички, башмаки, чугунок. Сохранилась и Канавка Божией Матери, вырытая сестрами обители по указанию преподобного. Сам святой старец говорил о ней: Канавка эта до небес высока. Эту Канавку сама Царица Небесная своим пояском измерила, так что Канавка эта - стопочки Божией Матери. Кто канавку с молитвой пройдет да полтораста Богородиц прочтет, тому и все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев". Каждый день, как и прежде, совершается крестный ход по Канавке Божией Матери после вечернего богослужения. В храме Рождества Христова перед образом Спасителя горит неугасимая свеча. Схимонахиня обители Маргарита, которой в 1996 г. исполнилось 97 лет, была насельницей монастыря до закрытия его Советской властью, она единственная из сестер прежнего Дивеева, дожившая до возрождения обители. Ежегодно 31 июля в монастыре празднуется годовщина второго обретения мощей прп. Серафима, которое состоялось в 1991 г, совершается крестный ход из Дивеева в Саров. В 1996 г. Патриарх Всея Руси Алексий II передал в обитель Евангелие, хранившееся до революции в монастыре и бережно сохраненное православными верующими москвичами.

На территории обители находятся могилы дивеевских блаженных Прасковьи Ивановны (Паши Саровской), Пелагеи Ивановны и Натальи Дмитриевны. В обители без совета с ними ничего не делалось.

На территории монастыря находится единственный и главный собор Пресвятой Троицы. Здесь под сенью кивория покоятся мощи преподобного Серафима. Четыре малахитовых колонны несут пятиглавый золоченный балдахин. Центральная глава в виде островерхого шатра с иконами русских святых в окошках с закомарами. Ниже, посередине фронтона, икона, изображающая стоящего на коленях на камне и простирающего к небу руки преподобного Серафима. Под ней полоска фриза с молитвой мытаря, писанная золотыми буквами на черном фоне: "Боже, милостив буди мне грешному". Над ракой висят лампады изящной работы с инкрустацией и эмалью. Рядом возвышается кивот с иконой явления Царицы Небесной с двенадцатью святыми царицами прп. Серафиму. В Троицком соборе пять престолов. Центральный престол и южные приделы восстановлены и освящены. Иконостас центрального престола завершен отделкой и украшен иконами только в нижнем ряду. Слева и справа от иконостаса два великолепных резных золоченных киота. В одном из них поясная икона преп. Серафима, на другом икона Божией Матери "Умиление", та, которую отец Серафим именовал образом Божией Матери "Радость всех радостей". Справа от киота с иконой преподобного находится чудотворная икона Казанской Божией Матери, обретенная на Казанском источнике. Далее иконы Богородицы "Утоли моя печали", "Иверская" дивеевского письма; иконы Божией Матери "Достойно есть" с мощевиком евангелиста и апостола Луки и праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы и другие иконы. Внутреннее пространство храма, устремленное ввысь полукружиями перекрещивающихся парусных арок, удерживается четырьмя мощными столпами. Независимо от массивности архитектурных форм их совершенные пропорции создают ощущение легкости и простора. Вдоль стен храма по периметру идут галереи. По ним можно пройти к двум приделам, расположенным на втором этаже (один из приделов посвящен иконе Владимирской Божией Матери). В монастыре хранятся вещи преподобного Серафима: чугунок; огромного размера бахилы, сработанные руками преподобного; кожаные перчатки, верижный крест, поручи, епитрахиль. собора высится громадная колокольня с золотой, ослепительно сияющей главой. Одни из ближних святых источников - источники матушки Александры и иконы Иверской Божией Матери. Святыней обители является канавка Пресвятой Богородицы, которую при своей земной жизни приказал вырыть преподобный Серафим. "Канавка - это стопочки Божией Матери! - говорил он. - Тут ее обошла Царица Небесная! Эта канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киев, и Иерусалим! - говорила она преподобному Серафиму. - И как антихрист придет, везде пройдет, а канавки этой не проскочит!" Путь по канавке Богородицы начинается от деревянного креста поблизости бывшей монастырской водокачки и заканчивается у восточного входа в обитель у Нового храма. Отсюда каждый вечер после трапезы совершается крестный ход.

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Развитие науки и российское Просвещение
Может быть, наибольшее значение с точки зрения культурного развития России имели реформы в области образования. Петр I понимал, что без образования, без профессионально подготовленных людей невозможно возвысить Россию, поднять ее удельный ...

Многоуровневое строение культуры
Культура не существует вне человека. Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование, воспитание – это ни что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому ...

Создание коллекции моделей одежды как художественной системы
При разработке коллекции моделей учитывается возможность изготовления изделий из тканей различных по цвету, фактуре и рисунку, с применением разнообразных отделок. Коллекция - это систематизированная совокупность моделей, построенная на ...