Репертуар театра

Информация » Рязанский театр » Репертуар театра

Страница 1

В первые годы существования рязанского театра на его сцене властвовала "комическая опера". Ставились такие спектакли как "Мельник -колдун, обманщик и сват" Аблесимова, "Анюта" Попова, "Розана и Любим" Николаева, "Сбитенщик" Княжнина. Тематика их была несложна, в описаниях сцен из сельской жизни много пасторального, наивного и идеализированного, сентиментально-патетического. Но одновременно утверждается русский фольклор. Оперы, при всей их отвлеченности были насыщены национальными русскими песенными мотивами. На сцене -народные обряды, народный язык, проскальзывает реалистическая бытовая линия.

Этот, на первый взгляд , "несерьезный" репертуар, который, казалось бы, должен был исключительно развлекать публику, тем не менее имел прогрессивный характер и объективно проводил передовые идеи своего времени - идеи антикрепостничества. В "Розане и Любиме", например, на сцену свободно проникает тема открытого сопротивления узаконенным порядкам, вся опера насыщена пафосом социального протеста и непосредственными впечатлениями автора от жестоких нравов крепостной жизни. Однако, в целом, было бы преувеличением говорить о преобладании в тот период на сцене рязанского театра пьес передового репертуара. Безусловно, что основной задачей театра на тот период было приобщение зрителя к театральному искусству через наиболее доступный, несложный для восприятия неискушенной публики материал - водевили, комические оперы и проч., что было вполне закономерно для своего времени.

Как уже отмечалось, в 1-й четверти XIX века первая рязанская труппа распалась, и сцену занимали приезжие артисты, но на репертуаре театра это практически не отразилось - во многом он продолжал сохранять свой прежний характер. Из архивных источников видно, что чаще всего на сцене ставились пьесы развлекательного жанра - главным образом, оперы и комедии. Так, в 1820 г. ставится основоположник русского водевиля "Казак-стихотворец" Шаховского. В 1821 г. была поставлена знаменитая, долго не сходившая со столичной и провинциальной сцены "Леста. или Днепровская русалка" - волшебная опера в трех действиях, где главная героиня (актриса Андреева) появлялась в виде старухи, барышни, прародительницы, садовницы, мельничихи, пустынницы, крестьянки, молдаванки, царицы русалок и проч. Еще одной громкой постановкой стало произведение театрального сентиментализма "Лиза, или торжество благодарности" Ильина по повести Карамзина. Заметим, что успех "Лизы" на премьере в Московском театре был так велик, что публика составила подписку, и на другой день участники спектакля получили денежное подношение. К этому же жанру следует отнести и ставившуюся на рязанской сцене пьесу Глинки "Наталья - боярская дочь".

В целом, репертуар театра в эти годы существенно не отличался от того, что видел зритель столичных театров, и был довольно разнообразен. Шли оперы А.Н. Верстовского "Аскольдова могила" и "Вадим", "Коварство и любовь" Шиллера, водевили "Дочь русского актера" Григорьева, "Павел Степанович Мочалов" Ленского и другие лучшие произведения того времени.

Наряду с перечисленными произведениями в 1820 г. на сцене театра была поставлена первая русская национальная комедия "Недоросль" Д.И. Фонвизина, в которой, как известно, ярко обличались такие общественные пороки как невежество, лень, слепое поклонение перед Западом. Из произведений иностранных авторов ставились пьесы таких маститых драматургов как Шекспир и Шеридан, позволявшие приобщить провинциальную рязанскую публику к высоким образцам мировой культуры. В частности, в 1820-е гг. в "Оперном доме" шли "Отелло" Шекспира и "Школа злословия" Шеридана. Следовательно, по сравнению с начальным периодом существования, репертуар театра в 1-й четверти XIX в. был заметно более глубоким и содержательным.

Страницы: 1 2 3

Рекоменудем посмотреть:

Кризис современной культуры
В современном понимании культуры на фоне общего развития естествознания и как следствие развития науки и техники присутствуют представления о ее кризисном состоянии. Под кризисом культуры следует понимать резкий, крутой перелом в ее разви ...

Роль сценографии в выработке условного языка искусства М. Врубеля
Идея синтеза как панацеи от буржуазного измельчания искусств охватили в конце 19 – начала 20 века творцов разных областей культуры. В сфере зрелищно-музыкальных широкое распространение получила теория и деятельность Рихарда Вагнера, мечта ...

Трагизм хужожественного существования в «Фантазиях об искусстве» В.-Г. Вакенродера
В.-Г. Вакенродер был одним из ранних романтиков иенской школы и одним из первых поднял традиционные для романтизма вопросы. Кроме того, по мнению А.С. Дмитриева, Вакенродер не только своим творчеством, но и примером собственной жизни ока ...