Рязанский театр

Информация » Рязанский театр

В 1997 году Рязанскому областному театру драмы - одному из старейших театров России - исполнилось 210 лет. В Рязани это не единственный театр, кроме него существуют еще два: Театр кукол, который известен далеко за пределами города и даже России, и Театр на Соборной, имеющий самобытную, неординарную труппу. Но последние два театра -несравненно более молоды, тогда как Рязанский театр драмы появился на заре отечественного театрального искусства.

Истоки рязанской театральности таятся в глубине веков, в тех "игрищах" и "позорах" древних русских актеров-скоморохов, которые разыгрывались на площадях и улицах Старой Рязани и в дальнейшем на площадях и улицах Переяславля Рязанского - нынешней Рязани, особо в связи с ее возвышением во второй половине XIV века. То, что такие представления устраивались в нашем городе, подтверждается присутствием на современной карте города Скоморошьей улицы, которая получила свое название от Скоморошьей горки, существовавшей в Переяславле в 17-18 вв., видимо, служившей местом выступлений средневековых актеров.

Как известно, первый профессиональный общедоступный театр - "комедиальная храмина", - пришедший на смену скоморошьим игрищам, появился в России лишь в самом начале XVIII в., и только во второй половине XVIII века отечественное театральное искусство начинает быстро и широко развиваться. В этот период театральные труппы существовали в столицах и в некоторых провинциальных городах, в дворянских поместьях имелись крепостные театры. В это же время стали открываться государственные и общественные театры. В частности, в Петербурге действовали школьный театр при Сухопутном шляхетском корпусе и частный театр на Царицыном лугу, которым руководил известный русский актер И.А. Дмитриевский. В 1756 году в Петербурге был учрежден первый в России государственный театр "для представления трагедий и комедий". Основу его составила труппа ярославских актеров во главе с Ф.Г. Волковым, замечательным русским актером из ярославских купцов. (4, с. 170-171)

Прошла почти четверть века прежде чем в стране появился второй государственный театр - это был Петровский театр в Москве (ныне Большой театр), в репертуаре которого, как это было принято, имелись драматические, оперные и балетные спектакли. Со временем этот театр разделился, и в начале XIX века на его базе существовали уже два самостоятельных театра : Большой - оперный и балетный и Малый -драматический. А в Петербурге в этот период наиболее известным являлся Александрийский театр. В отличие от московского Малого театра, где были сильны демократические традиции в репертуаре, театр северной столицы Российской империи носил официально-парадный характер. (5, с. 29)

Что касается провинциальных театров, то они наиболее активно начали возникать в 1770-1780-е годы. Их появление зачастую было связано с административной реформой, проводимой в то время Екатериной II. В ходе этой реформы были образованы новые губернии, в том числе и Рязанская (1778 г.), вследствие чего многие российские города получили новый, более высокий статус губернских центров. Изменение статуса повлекло за собой открытие в указанных городах большого числа всевозможных учреждений - государственных, общественных и культурных. Именно в это время возникает множество провинциальных театров.

Уже в 1776 году в Калуге тамошним наместником сооружается "оперный дом". В 1780 году открывается театр в Харькове. В 1786 году - в Тамбове, по инициативе поэта Державина, бывшего в то время губернатором. В 1787 году - в Воронеже, по инициативе местного губернатора Черткова, и в Рязани. Вышедший в том же 1787 году "Драматический словарь" уже отмечает в предисловии : "Каждый знает, что в десятилетнее время и меньше начальники, управляющие отдельными городами от столиц России, придумали с корпусом тамошнего дворянства заводить благородные и полезные забавы; везде слышим театры, построенные и строящиеся, в которых заведены довольно изрядные актеры". (3. с. 89) Таким образом история рязанского театра началась в последней четверти прошлого века. Она представляет собой одну из наиболее интересных страниц истории рязанской культуры.

Впервые к изучению истории рязанского театра обратился известный исследователь А.Д. Повалишин, который проследил зарождение театра и его существование на ранней стадии, то есть в конце XVIII в. ( 8 ) В советское время исследователями рязанского театра явились Кузьма Лукьянович Климаков и Виктор Иванович Славский. Они написали исторический очерк, посвященный 175-летию рязанского областного драматического театра, начиная с появления в Рязани "Оперного дома" и по середину нашего столетия. ( 6 ) Кратко остановившись на истории зарождения театра, основное внимание уделили репертуару и актерскому составу. Большая часть исследования посвящена советскому периоду. Небольшая по объему, но очень содержательная историческая справка о рязанском театре Т. И. Сахаровой помещена в "Материалах свода памятников истории и культуры РСФСР". ( 11 )

Следующим, кто обратился к истории рязанского театра, был Иван Павлович Попов. В коллективном труде "Два века рязанской истории" он дал достаточно полную картину становления и развития театра в XIX -начале XX века. ( 10 ) В дополнение к трудам вышеуказанных авторов Попову удалось пополнить летопись рязанского театра многими историческими фактами. Однако тематика сборника, посвященного не только истории культуры, но также политическим и социально-экономическим аспектам истории, не позволила Попову использовать весь имеющийся у исследователя материал в полном объеме. Такую возможность он получил с выходом в свет научной монографии "Очерки истории культуры Рязанского края". ( 9 ) Данная книга Попова в настоящее время является наиболее полным исследованием истории рязанского театра. В ней подробно освещены все этапы развития театра - в начальный период и в XIX веке. И, наконец, новые данные об истории рязанского театра в XIX - начале XX века приведены в справочных материалах "Рязанской энциклопедии", написанных коллективом авторов и посвященных в целом рязанскому театру. В этой книге, в статье Н.О. Снегиревой "Рязанский театр в середине XIX века", впервые приведены интересные данные о строительстве нового здания театра в середине XIX века. ( 12 ) Кроме того, автор открывает некоторые новые актерские имена в истории рязанского театра. Вышеприведенными исследованиями в настоящее время исчерпывается историография рязанского театра XVIII-XIX вв.

Кроме литературы по истории края, я использовала работы общего характера, освещающие в целом развитие театрального дела в России, такие как "Очерки по истории русского драматического театра" С.С. Данилова ( 3 ), "Историю русской культуры" коллектива авторов ( 4 ) и др.

Я хорошо знакома с репертуаром современного театра и захотела узнать о его традициях, о том, как все начиналось, зарождалось, что хотели сказать и что несли со сцены зрителям рязанские актеры более ста лет тому назад. Зная, что рязанский театр существует уже более двухсот лет, я заинтересовалась его историей и решила исследовать этот вопрос.

Моя работа построена следующим образом. В первой части исследуются исторические вопросы: время появления театра в Рязани и обстоятельства этого события, местонахождение театра и история зданий, в которых он располагался, а также характеристика актерского состава. Во второй части я изучаю репертуар, то есть: какие пьесы ставились на сцене театра в разные периоды, какой драматургии отдавалось предпочтение, в чем характерные особенности рязанского репертуара.

Рекоменудем посмотреть:

История возникновения фотографии
Обычно полагают, что фотографию изобрел один человек. Когда в 1839 году фотографический процесс стал широко известен, то его имя было тесно связано с этим изобретением. Но этот «один человек», Дагер, в действительности не был тем, кто сде ...

Художественно-конструкторский анализ требований к проектируемому изделию
Требования к проектируемому изделию устанавливаются на основе данных предыдущего этапа. Одежду можно назвать второй кожей человека. Она создает вокруг тела определенный микроклимат, обеспечивающий оптимальные условия для поддержания тепл ...

О соединяющей роли России
Помимо трех вышеперечисленных историософских концепций существует и четвертая, которая, вероятно, и должна быть признана наилучшим решением проблемы. Эта четвертая концепция не сформировала своей школы, своего течения в русской мысли, и е ...