Царь Мавсол и его мавзолей

Информация » Семь чудес света » Царь Мавсол и его мавзолей

Страница 1

Турция, 350 год до нашей эры.

Небольшой турецкий порт Бодрум основали греческие колонисты. В давние времена он был столицей Кари и назывался Галикарнас. В нем родился будущий греческий историк Геродот, который о своем родном городе почти ничего не писал. Но Галикарнас, тем не менее, остался в истории и в большей степени благодаря другому человеку, жестокому правителю Мавсолу, который еще при жизни велел строить себе необыкновенной красоты гробницу. Она и вошла в список «Семи чудес света».

В эпоху правления Мавсола (377-352 до нашей эры) столица Карии Галикарнас считался самым процветающим городом побережья Малой Азии. В нем были построены беломраморные храмы, посвященные богу войны Аресу и богине любви Афродите. В центре города бил фонтан Салмакина, в театре шли представления, кругом были дворцы и зеленые сады. В гавань прибывали торговые суда, которые привозили товары из разных городов Средиземноморья, и улицы наполнялись чужеземной речью. И хотя о царе Мавсоле сохранились как о деспоте, который притеснял своих подданных, собирал с них непомерные налоги, тем не менее, он очень радел о процветании Галикарнаса, возвеличивал его роль, способствовал распространению греческого искусства и философии. Но при этом не забывал и о себе.

Строить гробницу царю начали еще при жизни. С этой целью в Галикарнас пригласили лучших архитекторов того времени, Пифия и Сатира, они создавали само здание, а скульпторы Леохар и Скопас высекали из мрамора фигуры богов, всадников и зверей для его украшения. Усыпальницу возводили в самом центре города, так как своим великолепием она должна была затмить все местные дворцы и храмы. Но самому Мавсолу увидеть ее завершенной не довелось, он умер в 352 году, за два года до окончания строительства. Заканчивала строительство его жена Артимисия, не жалевшая денег для вечного дома любимого мужа.

У гробницы имелись три яруса: нижний – массивный прямоугольный цоколь-постамент, облицованный мраморными плитами и окруженный мраморными фигурами львов и всадников. Его размеры примерно 43 м в длину и 20 м в ширину. Второй ярус – это 36 колонн, установленных по периметру цоколя-постамента. Они поддерживали третий ярус – крышу, похожую на ступенчатую пирамиду. Верхушку гробницы завершала мраморная скульптура – колесница с четверкой лошадей, в ней «восседали» трехметровые статуи Артемиссии и ее мужа Мавсола. Высота всего сооружения достигала 46 м. Гробница с колоннами с одной стороны была похожа на пирамиду фараонов, с другой – на классический греческий храм-усыпальницу. Но и Артимисия не дождалась полного завершения работ над гробницей, умерла, как считали современники, от горя и печали по скончавшемуся мужу.

Согласно описаниям древних историков, стены гробницы украшали мраморные рельефы, отображавшие сюжеты из греческой мифологии, героические подвиги Тесея, битвы кентавров с лапифами.

Мавзолей Мавсола простоял почти девятнадцать веков. Казалось, время было не властно над ним, и он сохранится вечно. Даже землетрясение в XIII веке не разрушило его, а только повредило. Его можно было восстановить, однако пришедшие в Галикарнас в XV веке рыцары-иоаниты разрушили мавзолей полностью. Его каменные остатки они использовали для постройки своих храмов. И только в XIX веке, когда турки овладели городом и переименовали его в Бодрум, европейские археологи, в основном английские, нашли остатки странных мраморных плит с рельефами из мифологии, которые были вмонтированы в стены крепости. Их выломали, перевезли в Лондон и выставили в Британском музее. Так постепенно удалось узнать историю создания мавзолея царя Мавсола и воссоздать его внешний облик.

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Георгиевский собор Юрьева монастыря
Время создания: 1119 г. Храм построен стараниями Всеволод Мстиславич. Сохранилось также имя создателя храма - им был «мастер Пётр». Это шестистолпный храм с хорами, на которые ведет лестничная башня. Формы храма просты и незамысловаты, ...

Элементы картин С.Щедрина
Человеческие фигуры, которыми всегда населены картины Щедрина, мастерски включены в пейзажи и участвуют в создании образа города (Рим, Неаполь) или морской гавани (Сорренто). Чаще всего Щедрин освещает свои пейзажи солнцем, как бы находя ...

Архитектура, скульптура, живопись
Архаическая эпоха—время становления греческой архитектуры, время зарождения античного реализма. Однако, художественная культура архаики ценна не только как предвестие реализма классики. Культуре архаики свойственна и могучая цельность, в ...