Репертуар театра

Информация » Рязанский театр » Репертуар театра

Страница 2

Еще сильнее эти тенденции возросли в середине столетия. Во 2-й четверти XIX в. театр выполнял роль проводника передового, реалистического искусства. Большим событием в театральной жизни Рязани был приход на сцену драматургии Гоголя. Об этом свидетельствуют следующие факты: 18 декабря 1836 года на сцене рязанского театра была поставлена его бессмертная комедия "Ревизор". Зритель увидел ее в постановке профессиональной драматической труппы, игравшей в том сезоне под управлением, как тогда говорили, "содержателя театра", где роль городничего играл основоположник реалистического искусства в театре М.С. Щепкин. Учитывая неспешные темпы жизни того времени, когда рукопись "Ревизора" с цензорским разрешением на постановку надо было доставить из Москвы, написать декорации, подобрать парики и сшить костюмы, следует признать, что рязанский театр проявил в этом деле большую оперативность. Первое представление "Ревизора" состоялось в бенефис содержателя театра, и в спектакле в главных и эпизодических ролях была занята вся труппа из 25 человек. В фондах Государственного архива Рязанской области сохранилась афиша первого представления "Ревизора" в Рязани. (8, с. 61-62)

Спустя год на рязанской сцене появилась бессмертная поэма Пушкина "Бахчисарайский фонтан" в инсценировке Шаховского, под названием "Керим Гирей - крымский хан". Роль Заремы исполняла артистка Андреева. Дарья Андреевна Андреева, чей бенефис отмечался на этом представлении, была видной актрисой середины XIX столетия. Она долгое время служила в Рязани как ведущая актриса местного театра.

16 февраля 1840 г. рязанцы первыми на провинциальной сцене поставили "Гамлета" Шекспира. Роль Гамлета исполнял артист Аксаков, роль Офелии - артистка Жуковская. Лишь четыре года спустя "Гамлет" был поставлен Екатеринославским театром, а в 1848 году - Саратовским театром.

Не вызывает сомнений, что постановка таких фундаментальных классических произведений, как "Гамлет" Шекспира и оперы Верстовского "Аскольдова могила", свидетельствовала о зрелости рязанского театра. Кроме того, в 1846 г. на сцене театра ставилась "Женитьба" Гоголя. Разнообразие репертуара 30-40-х гг. - от трагедий и опер, "высоких комедий" русской классической драматургии до водевилей - говорит о широте предъявляемых рязанскому театру требований со стороны зрителей.

Царские власти зорко следили за репертуаром провинциальных театров. В 1865 году по губерниям, где имелись театры, был разослан на 36 страницах список пьес, запрещенных цензурой в постановке. Среди них "Борис Годунов" Пушкина, "Вечера на хуторе близ Диканьки" Гоголя, "Разговор в стихах" графини Ростопчиной, "Жизнь и смерть Ричарда III" Шекспира, "Женитьба Фигаро" Бомарше, "Коварство и любовь" и "Разбойники" Шиллера, "Мария Тюдор" и "Рюи-Блас" Гюго, "Князь Серебряный" А.К. Толстого, "Козьма Захарьевич Минин" и "Не все коту масленница" Островского. (9, с. 123) Однако, несмотря на запреты, с середины XIX столетия на сцену рязанского театра врывается свежий ветер реалистического искусства - в репертуаре прочное место занимают величайшие произведения драматического искусства. Среди них -знаменитая комедия "Ревизор" Гоголя, "Горе от ума" Грибоедова, "Недоросль" Фонвизина," "Гамлет" Шекспира, "Фауст" Гете и запрещенные цензурой "Разбойники" Шиллера.

С 60-х гг. сценой овладевает драматургия А.Н. Островского. Первая его встреча с рязанским зрителем состоялась в 1865 г. на спектакле "На бойком месте". Журнал" Антракт" сообщал, что украшением этого спектакля был образ Бессудного, созданный известным провинциальным актером Дурново. Последний завоевал популярность исполнением одной из ведущих ролей в пьесе "Гувернер" Дьяченко - роли француза Дороси, где ему удалось создать живой образ ловкого дельца, прибравшего к рукам богатый русский дом.

Страницы: 1 2 3

Рекоменудем посмотреть:

Реальность и сюрреальность Сальвадора Дали
В нашем культурном багаже до недавнего времени существенное место занимал социалистический реализм ─ метод изображения полуреальной жизни, преображенной и отлакированной в угоду официальной идеологии. Книги и живописные полотна, сра ...

Творческое обозрение режиссерских работ в период второй половины ХХ века
Акимов – его открыто называли космополитом и формалистом. До 1956 он расстался с Театром Комедии, ставить спектакли ему было запрещено. Жил он на гонорары, которые платили его именитые друзья (Н.К. Черкасов, Тенин, Н.П. Охлопков) за свои ...

Церковь всех святых
Этот храм весьма примечателен как своим внешним видом, так и расположением. А еще и ролью в истории обители - Всехсвятская церковь была построена в 1896 году, став последней храмовой постройкой Высоцкого монастыря. С тех пор и до настояще ...