Храм для Артемиды

Информация » Семь чудес света » Храм для Артемиды

Турция, VI век до нашей эры.

В античные времена Эфес был одним из крупнейших портов на западном побережье Малой Азии. По Эгейскому морю к нему из разных городов Средиземноморья приплывали торговые суда. Но прославился Эфес не столько своей торговлей, сколько удивительным храмом, возведенным в честь Артемиды – богини плодородия, покровительницы семейного очага, домашнего скота и диких зверей.

Считается, что список «Семи чудес света» составил финикийский поэт и путешественник Антипар из Седона Левантийского. Семерка с незапамятных времен относилась к мистическим цифрам: семь видимых ярких планет на небе – Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, семь цветов радуги. Поэт побывал в Вавилоне, Родосе, Александрии, Эфесе. «Я видел стены неприступного Вавилона… и Зевса на берегах Алфея, - писал он. – Я видел Висячие сады и гробницу Мавсола. Но когда я увидел священный храм Артемиды, все остальное потускнело, так как само солнце не видело ничего прекрасного».

Покровительницей города Эфеса была богиня Артемида – по греческой мифологии дочь могучего Зевса, сестра Аполлона. Греческие ваятели изображали ее в самых разных видах. Ей поклонялись, ей принесли дары. Чтобы возблагодарить богиню за плодородие земель и добиться ее благосклонности, жители Эфеса решили построить в ее честь храм. Первоначально он был деревянным. Но архитектор Харсифрон из Кносса обещал создать храм из мрамора и сделать его таким большим, какого не было, ни у одного народа. Средства на строительство пожертвовал знаменитый богач, лидийский царь Крёз.

По проекту Харсифрона, стены храма должны были окружать два ряда гигантских колонн высотой до 20 м. Строительные работы велись тяжело и продолжались долгие годы. Харсифрон умер, когда только появилась колоннада. Дальнейшим возведением здания занимался его сын Метаген, но и он не смог закончить. Строительство продолжили другие архитекторы – Пеонит и Деметрий. Все было завершено в 550 году до нашей эры. На углах крыши храма стояли четыре мраморных быка, на фронтоне – скульптурная композиция из мрамора. Внутри храм также был облицован мраморными плитами, а в центральном зале возвышалась пятнадцатиметровая скульптура самой богини плодородия Артемиды, украшенная золотом и слоновой костью.

По преданию, двести лет спустя, в 356 году до нашей эры, храм Артемиды поджег житель Эфеса Герострат, который хотел таким образом прославиться. Храм сильно пострадал, сгорели все его деревянные конструкции. Однако существует и другая версия, согласно которой Герострат поджег не каменное здание, а прежнее деревянное сооружение. По странному совпадению каменный храм Артемиды был уничтожен в тот день, когда родился Александр Македонский. Спустя годы великий полководец посетил Эфес и предложил деньги на восстановление храма. Но жители города отказались от денег, ответив, что «Боги богам не сооружают храмов», и сами восстановили его.

Храм Артемиды просуществовал до III века. Город терял свое значение, жители покидали его. Храм разграбили, а землетрясения завершили его разрушение. До нашего времени сохранились немногие каменные блоки, которые установили в одну колонну.

Рекоменудем посмотреть:

Цветовая насыщенность и её значение
Но есть еще одно, более высокое значение красок в древней иконописи. Независимо от сюжета, независимо от тех чувств, которые они способны выразить и пробудить, они составляют в каждой иконе особую целостность, которая, не имея прямого отн ...

Значение перехода от язычества к христианству в культуре Киевской Руси
Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изм ...

О несвободе Запада
Западный индивидуализм, теоретически провозгласивший свободу каждой личности, полную законность ее субъективности, на деле привел к кризису свободы западного человека, к его внутреннему закрепощению и рабству. «Несвободен духом человек Н ...