Цветовая палитра

Действия рассказа начинаются в ноябре, а именно третьего ноября. Число три – символизирует обновление, решение. Также является христианским числом (Бог-отец, Бог-сын, Бог-святой дух).

«Это было в мрачный, самый мрачный вечер, какой только может быть…». Даже дождь, и тот был холодным и мрачным. Мы видим, что повсюду черный мрачный цвет. Все пространство вокруг героя, да и сам внутренний мир его черный.

Черный цвет почти повсеместно предстает как цвет негативных сил и печальных событий. Он символизирует тьму смерти, отчаяние, горе. Смешной человек не видит всех красок и радостей жизни, для него мир- это огромное черное пятно, которое постоянно давит на него своей темной силой. «… ото всего шел какой-то пар, от каждого камня на улице…»(с. 426). Пар, как известно, полупрозрачный, почти белый, но в сочетании с черным цветом становится серым.

Серый цвет обозначает отречение, смирение, безразличие. Это цвет, который наиболее часто означает бесцветность. Как цвет праха, он иногда ассоциируется со смертью, трауром, душой. «…что если б потух везде газ, то стало бы отраднее, а с газом грустнее сердцу…» (с. 426-427). Ко всей этой картине добавляются газовые светильники, газ в них горит голубым цветом.

Голубой - символ чистоты. Герой хочет, чтоб везде потух свет, и стало бы отраднее. Это еще раз показывает нам, что весь душевный мир героя составляют одни лишь черные и серые цвета. И он не хочет, чтобы в его «черном» мире, где он страдает от насмешек окружающих, был хоть один намек на чистоту. Все вокруг героя черно, даже небо и то ужасно темное с разорванными облаками, между ними бездонные черные пятна. И вдруг, среди всей этой жуткой черноты герой видит звездочку (желтый). «Вдруг я заметил среди этих пятен звездочку и стал пристально глядеть на нее» (с. 427).

Желтый самый противоречивый по своей символике – от позитивного до негативного, в зависимости от контекста и оттенка. Теплые желтые тона разделяют солнечную символику золота (свет, тепло, радость). Холодный желтый означает предательство, смирение и трусость.

Можно предположить, что именно из-за того, что звезда светила холодным светом, смешной человек и решил, в конце концов, застрелиться. Звезда обозначает превосходство, предводительство, устремленность. Поняв, что даже звезды, которые находятся так далеко от земли, превосходят «смешного человека», он решается на самоубийство.

На улице смешной человек встретил девочку, которая молила о помощи, но он прогнал ее. В последствии именно эта девочка «спасет» его от смерти.

Герой пришел домой, поднялся на пятый этаж. Комната «смешного человека» полностью соответствует душевному миру героя - она маленькая, бедная и такая же темная, как и мир героя. В ней очень мало света, так как единственный его источник - это чердачное окно и свечи. «Комната у меня бедная и маленькая, а окно чердачное полукруглое» (с. 428).

Свеча – как образ духовного света в руках невежества. В более частном смысле, свеча краткостью своего существования символизирует одинокую трепетную человеческую душу.

«Смешной человек» сел за стол и зажег свою свечу…». Огонь – очищение, откровение, возрождение, духовный порыв. «… Свечка сгорает в ночь вся…» (с. 428). Таким образом, видно, что герой живет только ночью, когда рядом с ним свеча.

Именно в эту ночь третьего ноября он положил себе застрелиться. Почему ночью и в полном одиночестве? Наверно потому, что «смешной человек» всю жизнь погружается во тьму и захотел умереть там же, а в одиночестве, потому что боялся, что своим поступком он еще больше всех рассмешит, да и, в конце концов, он был просто одинок по жизни. Даже ту девочку он отогнал, оттого что не привык быть кем-то значимым и важным в жизни.

Рекоменудем посмотреть:

Технические особенности кинематографа
Хотя первый примитивный цветной фильм (с красно-зелёной гаммой, без синего цвета) вышел ещё в 1922 году, он не впечатлил зрителей. Первый «полноценно цветной» короткометражный фильм системы «Technicolor» под названием «La Cucaracha» вышел ...

Символика и образ народной игрушки
Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Примером ритуального предмета детской игры я ...

Соловецкий монастырь
Соловецкие острова — особое место в нашем Отечестве. В них как будто отразилась история всего Русского Севера. Безуспешно осаждали их иноземцы, оказывались они и оплотом старообрядчества, и разоряемы были своими же русскими . А в ужасные ...