Символика цвета и ее роль в произведениях

Информация » Символика цвета и ее роль в произведениях

Впервые фантастический рассказ «Сон смешного человека» был опубликован в «Дневнике писателя» в апреле 1877 года (ранний набросок датируется приблизительно первой половиной апреля, второй - концом апреля).

«Что касается жанра, то Достоевский «наполнил рассказ глубоким философским смыслом, придал ему психологическую выразительность и серьезное идеологическое значение. Он доказал, что рассказ способен решать такие проблемы высоких жанров (поэмы, трагедии, романы, повести), как проблема нравственного выбора, совести, истины, смысла жизни и судьбы человека».

«Сон смешного человека» - это рассказ о нравственном прозрении героя посредством сна, об обретении им истины. Герой рассматриваемого нами рассказа решил застрелиться. Он потерял веру в Бога и в собственные силы, ему было всё равно, он устал быть посмешищем в глазах других. Случись что-нибудь ужасное, рухни весь мир, ему было бы всё равно. Поистине самое худшее состояние человека- это когда ему всё равно. У него нет цели в жизни, нет веры в себя, у него, попросту говоря, нет ничего.

Болезнь времени - болезнь духа и души: отсутствие высшей идеи существования. Это характерно для всеевропейского кризиса традиционной религиозности. А из неё, из этой самой «высшей идеи», из веры выходит весь высший смысл и значение жизни, само желание жить. Федор Михайлович Достоевский утверждал, что человек не в состоянии жить, если у него нет веры в Бога и в бессмертие души. Именно эту мысль показал читателю Достоевский в рассказе «Сон смешного человека». Все поступки, рассуждения смешного человека говорят нам о его отчаявшемся положении. До того момента, как он узнает истину, он - «мертвец» (человек без цели, без чувств, без желания жить), узнав же истину, он словно оживает, мир больше не видится ему в темных красках, теперь человек самое яркое, светлое и чистое в этом мире, он знает истину и хочет рассказать ее миру.

Произведение Достоевского «Сон смешного человека» очень хорошо изучено. Например, В.Я. Кирпотин писал:

«Смешной человек» отличается от других самоубийц Достоевского: Кирилов застрелился, чтобы доказать, что он – Бог; Крафт покончил собой от неверия в Россию; Ипполит пытался лишить себя жизни от ненависти к «слепой и наглой» природе; Свидригайлов не мог вынести собственной мерзости; «смешной человек» же не может выдержать психологической и моральной тяжести солипсизма».

Лосский Н.О. выяснил: «Есть у Достоевского сны, которые остаются снами и только. На первый план в них выступает психологическое содержание, они имеют важное композиционное значение, но не создают «второго плана». В рассказе «Сон смешного человека» сон вводится именно как возможность совсем другой жизни, организованной по совсем другим законам, чем обычная жизнь (иногда прямо как «мир наизнанку»)».

"Мучительно переживая свою вину в развращении и уничтожении «золотого века» на планете, «смешной человек» хочет искупить ее. Вопрос об искуплении своей вины, о муках совести ставил перед собой и пытался решить не только «смешной человек». Муки совести страшнее для человека, чем внешняя кара государственного закона. И человек, пораженный муками совести, ждет наказания, как облегчения своей муки", - делился своим мнением О.Н. Осломовский.

После своего фантастического путешествия «смешной человек» убежден: «золотой век» возможен – возможно царство добра и счастья. Путеводной звездой на этом сложном, извилистом и мучительном пути становится вера в человека, в необходимость счастья человеческого. А путь к нему, как указывает Достоевский, прост до невероятности – « возлюби ближнего своего как самого себя».

Переверзев В.Р. писал: «Любовь наполнила душу «смешного человека», вытеснив оттуда тоску и равнодушие. Вера и надежда поселились в ней: «судьба не фатум, а свобода выбора между добром и злом, являющаяся сущностью человека». Очищаются не душа, а дух, «изживаются» не страсти, а идеи – через деонисийскую поглощенность или, через утерю в них человеческого лица – утверждается в них человек, любовью соединенный с миром, взявший на себя всю полноту ответственности и вину за зло этого мира».

В произведениях Достоевского всегда большое значение уделено цвету и его психологическим свойствам. Именно поэтому целью данной работы является рассмотреть символику цвета в фантастическом рассказе «Сон смешного человека». При всей изученности произведения, этот вопрос по нашим данным нигде и никогда не рассматривался, возможно, у нас было недостаточно литературы, но как бы то ни было, мы решили поставить себе такую цель. Задачей является проследить, как по мере развития действия в рассказе происходит изменение цветового фона.

Рекоменудем посмотреть:

Структура и функции культуры
Когда речь идет о структуре культуры, то имеется в виду, что устойчивые элементы культурной системы (нормы, образцы, институты, группы, статусы и т.п.) находятся в определенном соотношении и взаимодействии между собой, обеспечивая стабиль ...

Рождение Софии Киевской
Рисунок № 1 Первичный вид Софийского собора Софийский собор в Киеве (собор святой Софии) — самый величественный и роскошный храм 11 в. — является выдающимся памятником древнерусской архитектуры. Этот пятинефный с пятью апсидами 13-глав ...

Русская икона
Русская икона, так же как и архитектура, представляет собой род особого искусства, в котором присутствует, прежде всего, идея нового миропонимания и порядка, где находит согласие мир божественный и мир человеческий. Икона – это на портрет ...