Впервые фантастический рассказ «Сон смешного человека» был опубликован в «Дневнике писателя» в апреле 1877 года (ранний набросок датируется приблизительно первой половиной апреля, второй - концом апреля).
«Что касается жанра, то Достоевский «наполнил рассказ глубоким философским смыслом, придал ему психологическую выразительность и серьезное идеологическое значение. Он доказал, что рассказ способен решать такие проблемы высоких жанров (поэмы, трагедии, романы, повести), как проблема нравственного выбора, совести, истины, смысла жизни и судьбы человека».
«Сон смешного человека» - это рассказ о нравственном прозрении героя посредством сна, об обретении им истины. Герой рассматриваемого нами рассказа решил застрелиться. Он потерял веру в Бога и в собственные силы, ему было всё равно, он устал быть посмешищем в глазах других. Случись что-нибудь ужасное, рухни весь мир, ему было бы всё равно. Поистине самое худшее состояние человека- это когда ему всё равно. У него нет цели в жизни, нет веры в себя, у него, попросту говоря, нет ничего.
Болезнь времени - болезнь духа и души: отсутствие высшей идеи существования. Это характерно для всеевропейского кризиса традиционной религиозности. А из неё, из этой самой «высшей идеи», из веры выходит весь высший смысл и значение жизни, само желание жить. Федор Михайлович Достоевский утверждал, что человек не в состоянии жить, если у него нет веры в Бога и в бессмертие души. Именно эту мысль показал читателю Достоевский в рассказе «Сон смешного человека». Все поступки, рассуждения смешного человека говорят нам о его отчаявшемся положении. До того момента, как он узнает истину, он - «мертвец» (человек без цели, без чувств, без желания жить), узнав же истину, он словно оживает, мир больше не видится ему в темных красках, теперь человек самое яркое, светлое и чистое в этом мире, он знает истину и хочет рассказать ее миру.
Произведение Достоевского «Сон смешного человека» очень хорошо изучено. Например, В.Я. Кирпотин писал:
«Смешной человек» отличается от других самоубийц Достоевского: Кирилов застрелился, чтобы доказать, что он – Бог; Крафт покончил собой от неверия в Россию; Ипполит пытался лишить себя жизни от ненависти к «слепой и наглой» природе; Свидригайлов не мог вынести собственной мерзости; «смешной человек» же не может выдержать психологической и моральной тяжести солипсизма».
Лосский Н.О. выяснил: «Есть у Достоевского сны, которые остаются снами и только. На первый план в них выступает психологическое содержание, они имеют важное композиционное значение, но не создают «второго плана». В рассказе «Сон смешного человека» сон вводится именно как возможность совсем другой жизни, организованной по совсем другим законам, чем обычная жизнь (иногда прямо как «мир наизнанку»)».
"Мучительно переживая свою вину в развращении и уничтожении «золотого века» на планете, «смешной человек» хочет искупить ее. Вопрос об искуплении своей вины, о муках совести ставил перед собой и пытался решить не только «смешной человек». Муки совести страшнее для человека, чем внешняя кара государственного закона. И человек, пораженный муками совести, ждет наказания, как облегчения своей муки", - делился своим мнением О.Н. Осломовский.
После своего фантастического путешествия «смешной человек» убежден: «золотой век» возможен – возможно царство добра и счастья. Путеводной звездой на этом сложном, извилистом и мучительном пути становится вера в человека, в необходимость счастья человеческого. А путь к нему, как указывает Достоевский, прост до невероятности – « возлюби ближнего своего как самого себя».
Переверзев В.Р. писал: «Любовь наполнила душу «смешного человека», вытеснив оттуда тоску и равнодушие. Вера и надежда поселились в ней: «судьба не фатум, а свобода выбора между добром и злом, являющаяся сущностью человека». Очищаются не душа, а дух, «изживаются» не страсти, а идеи – через деонисийскую поглощенность или, через утерю в них человеческого лица – утверждается в них человек, любовью соединенный с миром, взявший на себя всю полноту ответственности и вину за зло этого мира».
В произведениях Достоевского всегда большое значение уделено цвету и его психологическим свойствам. Именно поэтому целью данной работы является рассмотреть символику цвета в фантастическом рассказе «Сон смешного человека». При всей изученности произведения, этот вопрос по нашим данным нигде и никогда не рассматривался, возможно, у нас было недостаточно литературы, но как бы то ни было, мы решили поставить себе такую цель. Задачей является проследить, как по мере развития действия в рассказе происходит изменение цветового фона.
- Цветовая палитра
- Изменение окружающего мира
- Яркие краски сна «смешного человека»
- Цвета счастья «смешного человека»
- Светлая истина
Рекоменудем посмотреть:
Алексей Гаврилович
Венецианов
Русский художник, представитель романтизма (известный прежде всего своими сельскими жанрами). Родился в Москве 7 (18) февраля 1780 в купеческой семье. В молодости служил чиновником. Искусство изучал во многом самостоятельно, копируя карти ...
Архитектура, скульптура, живопись
Архаическая эпоха—время становления греческой архитектуры, время зарождения античного реализма. Однако, художественная культура архаики ценна не только как предвестие реализма классики. Культуре архаики свойственна и могучая цельность, в ...
Предпосылки возникновения символизма
Предпосылки возникновения символизма – в кризисе, поразившем Европу во второй половине 19 в. Переоценка ценностей недавнего прошлого выразилась в бунте против узкого материализма и натурализма, в большой свободе религиозно-философских иск ...
Навигация