«Они научились лгать полюбили ложь и познали красоту лжи» (с. 439). Все начинается с малого, иногда и одна капля может вызвать потоп. Пространство вокруг героя нагнетается, начинает блекнуть и, в конце концов, снова появляется серый цвет (отречение) за серым на очень ярком контрасте идет красный – кровь (опасность). «…очень скоро брызнула первая кровь…»(с. 439).
Люди ужаснулись и стали расходиться, разъединяться. Они познали и полюбили скорбь и мучение. «Смешной человек», как атом чумы, породил ненависть и ложь. Он заразил эту землю чернотой. Мучение было воздвигнуто на первое место. Земля, где живет «смешной человек» становится страдальческой и обретает черный цвет.
Святая кровь лилась везде и всюду (красный), люди объединялись в группы и воевали между собой. «Смешной человек» полюбил эту теперь оскверненную землю еще больше, чем тогда, когда она была раем. Он хотел взять все их муки на себя и словно святой очистить Землю от грехов - благородный поступок, людям свойственно то, что они сначала натворят, а потом уже подумают и начинают раскаиваться в своих поступках, но «разбитую чашу уже не склеешь», и всегда оказывается слишком поздно.
От безысходности ситуации «смешной человек» чувствует невероятную скорбь и боль. От этой боли он просыпается. Просыпается он, когда было еще темно и не рассвело, но, однако он знает, что уже утро. «Было уже утро, то есть еще не рассвело, но было около шестого часу» (с. 441). Ночь переходит в день, и природа просыпается (начинают кукарекать петухи). Свечка догорела вся – можно предположить, что это символизирует конец страданий «смешного человека», конец его прошлой и мучительной жизни. Мир больше не предстает перед ним огромным черным пятном, теперь он знает истину – это луч света, самый яркий и святой. «Смешной человек» бодр, свеж и радостен, и весь мир преображается с ним. Весь мир приобретает яркие краски. Мир героя становится чистым и белым, словно белые облака.
Белый цвет – самый главный цвет, так как он образуется при слиянии всех цветов радуги. Символизирует чистоту и душевное равновесие. Тем самым мы видим, что герой полностью переродился. Ведь в начале рассказа его мир был чернее ночи, а после познания истины мир героя белый и яркий как день. ««Сознание жизни выше жизни, знание законов счастья – выше счастья» - вот с чем бороться надо! И буду! Если только все захотят, то сейчас все устроиться» (с. 442).
На первый взгляд рассказ «Сон смешного человека» не красочный, а в буквальном смысле просто серый. Но это только на первый взгляд. Проанализировав художественный мир рассказа, мы видим, что пространство, герой и мысли героя пестрят красками.
Например, если рассмотреть подробнее изменения цвета в первой части, где, казалось бы, нет вовсе ничего кроме черной жизни, да черных мыслей «смешного человека».
Черный-серый-голубой-черный-желтый-черный-огненный-черный. Пусть эта часть возможно и самая мрачная в рассказе, так как в ней доминирует черный цвет, но уже здесь видно, что «смешной человек» сам не осознавая того, пытается выбраться из этого черного омута.
На протяжении 2 и 3 части видно бурное развитие действия, они буквально пестрят красками.
Светлый-черный-желтый-красный-зеленый-черный-желтый-красный-оранжевый-изумрудный.
В 4 части хоть и нет строгих границ цветов, но все события, происходившие со «смешным человеком» будто светятся каким-то прекрасным и неповторимым цветом, это тоже указывает на развитие действия в рассказе.
В 5 части основными являются 4 цвета.
Серый-красный-черный-белый. Серый – смерть, красный – кровь, жизнь; черный – тьма, белый – возрождение. События в этой главе развиваются очень стремительно, сменяя друг друга с фантастической скоростью. В конце концов, мир для героя становится белым и чистым, полностью уничтожая черноту в душе «смешного человека».
Рекоменудем посмотреть:
Круглая скульптура
Всегда связана с определенной пространственной средой, освещена естественным или искусственным светом. Свет и тень служат средством выявления художественно-пластической сущности скульптуры. Они располагаются на поверхности в соответствии ...
Художественные особенности печатной гравюры
В начале XX века (около 1907 года) в России получает распространение линогравюра (гравюра на линолеуме). Ее первыми мастерами были художники И.Н.Павлов, В.Д.Фалилеев, Н.А.Шевердяев. Заслуга применения линогравюры в книгоиздательском деле ...
Российский театр постсоветского периода
Смена политической формации в начале 1990-х и длительный период экономической разрухи кардинально изменили жизнь российского театра. Первый период ослабления (и после – и отмены) идеологического контроля сопровождался эйфорией: теперь мож ...
Навигация