Основные этапы развития первого театра на Руси

Информация » Скоморохи и их роль в развитии народной культуры » Основные этапы развития первого театра на Руси

Страница 1

В условиях широких международных связей, осведомленность Киевской Руси о византийском театральном искусстве была вполне оправданной. Еще в 957 г. княгиня Ольга знакомится с театром в Константинополе. а в 1068 г. впервые упоминаются в летописях скоморохи.

Игра на музыкальных инструментах, песни и пляски увязывались с обычаями народного маскарада. Обрядное переодевание мужчин в женщин и наоборот известно с древности. Народ не отказывался от своих привычек, от любимых святочных увеселений, заводилами которых являлись скоморохи.

Первоначально деятельность скоморохов была не большой. Но позже они оставляют родные места и бродят по русской земле в поисках заработка, переселяются из деревень в города, где обслуживают уже не только сельское, но и посадское население, а порой и княжеские дворы.

До эпохи репрессий скоморохи (первая половина XVII века) делились на две группы. Первую составляли «описные», то есть самые оседлые, приписанные к какому-нибудь городскому или сельскому обществу скоморохи, вторую же – вольные, гулящие, «походные». У скоморохов, подобно другим сословиям и чинам, была «честь». Устанавливают пеню за их «бесчестье», оскорбление словом или действием. «Плата за бесчестье» описным скоморохам составляла сравнительно большой суммы – двух рублей.

Известно, что при дворе они развлекали пением, плясками и игрой на музыкальных инструментах князей Святополка (1015), Святослава Ярославича (1073—1076), Изяслава Мстиславича (1146—1154), Всеволода Мстиславича (1135) и т. д. Больше всех любил веселье, музыку, песни и пляску Владимир Святославич (978—1015). Лучшим временем для скоморохов было время Ивана Грозного, который любил тешиться вместе с ними. Они постоянно прибывали в дворцовом штате, но в отличие от эпохи Грозного играли скромную роль, зная свое место и свое время. Например, у царя Михаила Федоровича были «государевы накрачеи», то есть литаврщики. Они выполняли определенные обязанности на свадебных торжествах. Таким образом, государство не видело в скоморохах париев и не лишало их мирской чести.

В XVI—XVII веках было отмечено новое явление и в жизни скоморохов: они начали объединяться в «ватаги» (приблизительно по 70—100 человек) из-за гонений со стороны церкви и царя. В XVI веке скоморохи, как и прочие ремесленники, селились селами. Образуется сословие городских оседлых скоморохов. Оседание скоморохов вызывалось, несомненно, усилившимся спросом на их искусство в городах. К XVI веку относятся документы, свидетельствующие и о том, что искусство служило скоморохам источником заработка: они выступали «выгоды ради», получали «мзду», «гудочную плату».

Объединение скоморохов в ватаги, в какой-то степени, послужило благоприятной почвой для создания народных драм с большим числом действующих лиц, то есть драм больших жанров. Кроме того, скоморохи по-прежнему участвуют в игрищах и народных бытовых обрядах.

В течение XVI-XVII вв. при дворе появились органы, скрипки и трубы, исполнение на них было освоено и скоморохами. Около середины XVII в. бродячие ватаги постепенно сходят со сцены, а оседлые скоморохи более или менее переквалифицируются в музыкантов и сценических деятелей на западноевропейский лад. Скоморох с этого времени становится отжившей фигурой, хотя отдельные виды его творческой деятельности продолжали жить в народе еще очень долго.

Стоглавым собором в 1552 г. было отмечено объединение скоморохов ватаги, которые скитались по русской земле в поисках заработка. Около середины XVII в. бродячие ватаги постепенно сходят со сцены, а оседлые скоморохи более или менее переквалифицируются в музыкантов и сценических деятелей на западноевропейский лад. Скоморох с этого времени становится отжившей фигурой, хотя отдельные виды его творческой деятельности продолжали жить в народе еще очень долго. Так, скоморох-певец, исполнитель народной поэзии, уступает место представителям зарождающейся с конца XVI в. поэзии; живая память о нем сохранилась в народе – в лице рассказчиков былин на Севере, в образе певца или бандуриста на Юге. Скоморох-гудец (гусельник, домрачей, волынщик), игрок для плясок превратился в музыканта-инструменталиста. В народе же его преемниками являются народные музыканты, без которых не обходится ни одно народное гулянье. Скоморох-плясун превращается в танцора, оставив в свою очередь следы своего искусства в народных разудалых плясках. Скоморох-смехотворец превратился в артиста, но воспоминание о нем уцелело в форме святочных потех и шуток.

На рубеже XVI и XVII веков возрастает роль скоморохов. Однако термин «скоморох» сохраняется преимущественно за музыкантами, плясунами, певцами. По определению «Домостроя», специальностью скоморохов было «плясание и сопели, песни бесовские». В репертуаре скоморохов всякого рода комические песни и сценки, которые показываются молодежи и детям в кукольных театрах за деньги. Он рассказывает, что плясуны - вожаки медведей имеют при себе и таких комедиантов, которые, между прочим, при помощи кукол устраивают представления.

В 1571 году скоморохи были взяты в придворный штат, чтобы обслуживать зрелища в специальном Потешном чулане. Через полгода после воцарения Михаила Романова, в 1613 году, Потешный чулан был заменен Потешной палатой (это было первое театральное помещение в России.) Скоморохи вошли в ее штат. Потешная палата существовала до середины XVII в. Как и в Киевской Руси, придворные представления имели преимущественно цирковой характер.

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Описание и привязка к интерьеру
Помещение, для которого написана картина, является рестораном, выполненное в восточном стиле. Дом располагается в городе Калуга, сам ресторан называется "Сихай-де". Помещение выполнено в довольно таки светлых тонах (стены окраше ...

Сегрегация
Готтентоты, дикие африканцы, имели следующие представления о законности: «Если я украл у соседа козу – это доблесть, достойная восхищения; если же сосед украл козу у меня – это подлый поступок, за который соседа надлежит осудить и наказат ...

Материалы для изготовления скульптур
Важен и сложен вопрос выбора материала для скульптуры, связь материала с содержанием и формой, допустимость перевода одного и того же произведения в различные материалы. Создавая скульптурное произведение, мастер мыслит его в определенном ...