Литература и искусство. Художественная жизнь 20-х годов развивалась сложно, в борьбе художественных взглядов и систем. Со своими декларациями выступили литературные группировки футуристов, лефовцев, конструктивистов. Общим для них был взгляд на искусство как на средство преобразования мира. Порвавшие с Пролеткультом писатели и поэты (М.П. Герасимов, В.В. Казин, И.Н. Садофьев и др.) организовали литературное объединение «Кузница» (по названию одноименного журнала). Группа объявила себя единственной организацией, выражающей интересы революционного рабочего класса.
В начале 20-х годов возникли российская и московская пролетарские писательские ассоциации (РАПП и МАПП). Руководители обеих организаций видели одну из задач объединяемых ими литераторов в воздействии на читателя в «сторону коммунистических задач пролетариата».
Идентичные процессы происходили в сфере музыкальной жизни. За отражение в творчестве композиторов тем, связанных с созданием нового общества, выступала Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ). Ассоциации проявляли нетерпимость в отношении так называемых непролетарских писателей и композиторов. Борьбу за «чистоту» пролетарского искусства вела Российская ассоциация пролетарских художников (РАПХ).
Входившие в состав пролетарских творческих групп музыканты, литераторы, художники стремились отразить в своем творчестве современную им действительность. На художественных выставках демонстрировались картины «Тяжелая индустрия» Ю.И. Пименова и «Тачанка» М.Б. Грекова. В театрах ставилась политическая оперетта «Белые и черные» В. Шмидтгофа и С. Тимошенко; «Мистерия-буфф» В. Маяковского. Деятели искусства стремились к утверждению агитационнопропагандистских форм на театральной сцене. Поиски нового зрелищного театра отразились наиболее полно в постановках режиссера В.Э. Мейерхольда.
Многие писатели и драматурги 20-х годов обращались к историческому прошлому страны (романы А.П. Чапыгина «Разин Степан» и О.Д. Форш «Одеты камнем»). Тема минувшей гражданской войны заняла большое место в творчестве писателя М.А. Булгакова (роман «Белая гвардия», пьеса «Бег») и драматурга К.А. Тренева (пьеса «Любовь Яровая»).
Внутренняя перестройка произошла в поэзии С.А. Есенина и Н.Н. Асеева. В их произведения прочно вошла тема повседневной жизни.
К концу 20-х годов в творчестве подавляющей части художественной интеллигенции твердо определилась новая тематика. Наметился отход от прежнего негативного отношения ко всему предшествующему искусству.
Рекоменудем посмотреть:
Символизм в России
После поражения Революции 1905-07 гг. в России особенное распространение получили настроения декадентства.
Декадентство (франц. decadence, от позднелат. decadentia — упадок), общее наименование кризисных явлений буржуазной культуры конца ...
Сегрегация
Готтентоты, дикие африканцы, имели следующие представления о законности: «Если я украл у соседа козу – это доблесть, достойная восхищения; если же сосед украл козу у меня – это подлый поступок, за который соседа надлежит осудить и наказат ...
Особенность древнегреческой религии
Чтобы образы выражали идею не условно, а непосредственно, для этого идее необходимо быть полной и ясной для художника и архитектора. Но как идеи первобытных обществ состоят из тёмных предощущений и смутных предчувствий, так и их идеи, ест ...
Навигация