Само слово «неформал», «неформальный» обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек-неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. Говоря по- научному, субкультура – это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. Английский социолог М. Брейк отмечал, что субкультуры как «системы значений, способов выражения или жизненных стилей» развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, «в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте». Другое дело культура – массовое явление – присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом.
Все мы похожи и внешне, и по образу жизни, и по своим привычкам. Мы подвергаемся влиянию моды, СМИ, общественному мнению и подчиняемся порядкам. У неформала свой мир и свои правила: когда в моде розовые рюшечки, он одевается исключительно, как хочет он или как принято в его субкультуре: будь это «косуха» и «козаки», или джинсы и «хайратник».
Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени.
И молодежь придумывает свой способ. Раньше в России (Советском Союзе) было больше контроля над молодежью, существовали пионерская организация и комсомол, которые были обязательны, но большинство их членов были пассивными и вступали в них скорее потому, что «так полагалось».
Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры.
Было множество попыток классифицировать неформальные движения. Вот некоторые классификации:
По социально-правовому признаку выделяют:
1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды;
2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты;
3) асоциальные – хиппи, панки, преступные группировки и т.п.
По направленности интересов социолог М. Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:
1) увлечение современной молодежной музыкой;
2) устремление к правопорядковой деятельности; активно занимающиеся определенными видами спорта;
3) околоспортивные – различные фанаты;
4) философско-мистические;
5) защитники окружающей среды.
Профессор С.А. Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:
1) романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкиенисты, с известными оговорками – байкеры);
2) гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэперы и т.п.);
3) криминальные (гопники, люберы);
4) анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры «левого» и «правого» толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.
Профессор З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:
1) со способом времяпрепровождения – музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;
2) с социальной позицией – экокультурные;
3) с образом жизни – «системники» и их многочисленные ответвления;
Рекоменудем посмотреть:
Скоморошество в русской культуре
Русская культура получает свое развитие, можно сказать, с X века, т.е. с крещения князем Владимиром Киева в 988 г. Принятие Византийской религии во многом предопределило магистральное направление развития русской культуры: книжность, град ...
Ч. Камерон
Чарльз Камерон (1740 (?) –1812) занимает в истории нашей культуры особое место. Сын профессионального строителя, он совершил путешествие в Италию и, изучив памятники римской древности, прославился капитальным увражем «Термы римлян». В 177 ...
Татр модерна. Мейерхольд, Комиссаржевский, Вахтангов и др
В искусстве вообще и в театре в частности период конца первого десятилетия 20 века был очень сложным. Художники (как и вся страна) разделились на сторонников и противников революции. Несколько упрощая, можно сказать, что в эстетической сф ...
Навигация