Белёв — один из самых старинных городов Русского государства. В силу сложившихся обстоятельств он всегда играл видную роль в борьбе русского народа за свою свободу и независимость. Не один раз приходилось встречать ему под своими стенами многочисленных врагов и давать им достойный отпор.
В течение многих веков верно стоял этот древний город на страже юго-западных окраин земли Русской.
Возникший в глухом уголке владений восточнославянского племени вятичей, Белёв принадлежал сначала киевским и черниговским князьям, а затем был включен в состав Московского княжества.
В XVII веке Белев перенес тяжелое бремя польско-литовской интервенции. Под стенами города сражались с царскими войсками восставшие крестьяне под руководством Ивана Болотникова.
Об этих давно минувших временах, о героических событиях далекого прошлого, ставших достоянием истории, напоминают нам памятники старины, документальные источники, сохранившиеся в народной памяти прежние названия отдельных мест и поселений, рек и речушек, урочищ и оврагов.
Время основания Белёва точно не известно. Первое упоминание о нем встречается в Ипатьевской летописи под 1147 годом. В 1437 г. снова встречаем Белёв на страницах русских летописей в связи с нападением на город одного из ханов Золотой орды Улу Мухаммеда.
Земли, расположенные по верхнему течению реки Оки, и в частности территория современного Белёвского района, начали заселяться еще в глубокой древности. Археологические раскопки в Белёве, Дольцах, Федяшево, Воронце, Жабыни, Сныхове, Казарке показали, что в этих местах жили люди эпохи неолита. Уже в третьем — начале второго тысячелетия до н. э. на территории между современными городами Белёвом и Серпуховом располагались стоянки племен родового общества, занимавшихся охотой и рыболовством. Здесь сложилась своеобразная археологическая культура, известная под названием белёвской. Она характеризуется керамикой с ромбическо-ямочным орнаментом, кремневыми орудиями с массивными ножевидными пластинами, каменными топорообразными орудиями и узкими длинными «кинжалами». Следами древнейших поселений остались стоянки и городища на территории Белёвского района.
Возникновение города Белёва связано с общим ходом социально-экономического развития восточно-славянских племен. В первом тысячелетии нашей эры территория современного Белёвского района входила в земли восточнославянского племени вятичей. Основным занятием их было земледелие. Наряду с этим они занимались скотоводством, рыболовством, бортным промыслом, охотой и звериным, в частности беличьим, промыслом.
В XI—XII веках в земле вятичей возникают города — укрепленные центры ремесленного производства и торговли. Одним из них и являлся Белёв.
О происхождении названий города Белёва существует несколько гипотез. Одна из них утверждает, что слово «белёв» финского происхождения. Однако, вятичи, проживавшие на территории современного Белёва, никогда не были завоеваны финнами, и их культура не оказала никакого влияния на вятичей. Так, что эта гипотеза маловероятна.
Другие исследователи отметили, что корень в слове «белёв» - «бел», от которого производное в современном русском языке – «белый». У древних славян пользовались особым уважением и почитанием небесные светила, которые олицетворялись с понятиями ясности, чистоты, белизны. Один из важнейших богов у славян был Белбог, символизирующий свет и жизнь. Белый цвет олицетворял у славян юность и свет. Слово «бел» использовалось также для определения признаков различных предметов, названий городов, поселков, речек, озер (Белгород, Белоозеро, Белобережье и т.д.); белое место – земля, свободная от податей; белый человек – свободный никому неподвластный.
Рекоменудем посмотреть:
Значение колорита
То, что принято называть колоритом древнерусской иконописи в его наиболее чистом и совершенном воплощении, создано было в период от середины XIV до середины XVI века. Колорит древнерусской иконописи—это историческое явление, имеющее свое ...
Характеристика индивидуальных стилей
Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Блестящим центром архитектуры барокко стал католический Рим.
«Отцом барокко» считают итальянского скульптора и архитекто ...
Литература
История римской литературы V-I вв. до н.э. распадается на два периода. До середины III в. до н.э. безусловно доминировала устная народная словесность: заговоры и заклинания, трудовые и бытовые (свадебные, застольные, погребальные) песни, ...
Навигация