Белёв и его исторические памятники русской культуры

Информация » Роль памятников русской культуры в истории Российского государства » Белёв и его исторические памятники русской культуры

Страница 1

Белёв — один из самых старинных городов Русского государства. В силу сложившихся обстоятельств он всегда играл видную роль в борьбе русского народа за свою свободу и независимость. Не один раз приходилось встречать ему под своими стенами многочисленных врагов и давать им достойный отпор.

В течение многих веков верно стоял этот древний город на страже юго-западных окраин земли Русской.

Возникший в глухом уголке владений восточнославянского племени вятичей, Белёв принадлежал сначала киевским и черниговским князьям, а затем был включен в состав Московского княжества.

В XVII веке Белев перенес тяжелое бремя польско-литовской интервенции. Под стенами города сражались с царскими войсками восставшие крестьяне под руководством Ивана Болотникова.

Об этих давно минувших временах, о героических событиях далекого прошлого, ставших достоянием истории, напоминают нам памятники старины, документальные источники, сохранившиеся в народной памяти прежние названия отдельных мест и поселений, рек и речушек, урочищ и оврагов.

Время основания Белёва точно не известно. Первое упоминание о нем встречается в Ипатьевской летописи под 1147 годом. В 1437 г. снова встречаем Белёв на страницах русских летописей в связи с нападением на город одного из ханов Золотой орды Улу Мухаммеда.

Земли, расположенные по верхнему течению реки Оки, и в частности территория современного Белёвского района, начали заселяться еще в глубокой древности. Археологические раскопки в Белёве, Дольцах, Федяшево, Воронце, Жабыни, Сныхове, Казарке показали, что в этих местах жили люди эпохи неолита. Уже в третьем — начале второго тысячелетия до н. э. на территории между современными городами Белёвом и Серпуховом располагались стоянки племен родового общества, занимавшихся охотой и рыболовством. Здесь сложилась своеобразная археологическая культура, известная под названием белёвской. Она характеризуется керамикой с ромбическо-ямочным орнаментом, кремневыми орудиями с массивными ножевидными пластинами, каменными топорообразными орудиями и узкими длинными «кинжалами». Следами древнейших поселений остались стоянки и городища на территории Белёвского района.

Возникновение города Белёва связано с общим ходом социально-экономического развития восточно-славянских племен. В первом тысячелетии нашей эры территория современного Белёвского района входила в земли восточнославянского племени вятичей. Основным занятием их было земледелие. Наряду с этим они занимались скотоводством, рыболовством, бортным промыслом, охотой и звериным, в частности беличьим, промыслом.

В XI—XII веках в земле вятичей возникают города — укрепленные центры ремесленного производства и торговли. Одним из них и являлся Белёв.

О происхождении названий города Белёва существует несколько гипотез. Одна из них утверждает, что слово «белёв» финского происхождения. Однако, вятичи, проживавшие на территории современного Белёва, никогда не были завоеваны финнами, и их культура не оказала никакого влияния на вятичей. Так, что эта гипотеза маловероятна.

Другие исследователи отметили, что корень в слове «белёв» - «бел», от которого производное в современном русском языке – «белый». У древних славян пользовались особым уважением и почитанием небесные светила, которые олицетворялись с понятиями ясности, чистоты, белизны. Один из важнейших богов у славян был Белбог, символизирующий свет и жизнь. Белый цвет олицетворял у славян юность и свет. Слово «бел» использовалось также для определения признаков различных предметов, названий городов, поселков, речек, озер (Белгород, Белоозеро, Белобережье и т.д.); белое место – земля, свободная от податей; белый человек – свободный никому неподвластный.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекоменудем посмотреть:

Описание и привязка к интерьеру
Помещение, для которого написана картина, является рестораном, выполненное в восточном стиле. Дом располагается в городе Калуга, сам ресторан называется "Сихай-де". Помещение выполнено в довольно таки светлых тонах (стены окраше ...

Фотография стала зрелой
«Отныне живопись умерла!» — воскликнул художник Поль Деларош, создатель портретов и исторических сюжетов, когда новый процесс Дагера ворвался в изумленный мир. Давайте возьмем первоклассный портрет, нарисованный за несколько лет до изобр ...

Развитие новой театральной эстетики
Новая театральная эстетика вновь формировалась в Москве и Ленинграде. В Ленинграде этот процесс шел менее ярко, не столько революционным, сколько эволюционным путем. Он связан с именем Г. Товстоногова, с 1949 возглавлявшего Ленинградский ...