Белёв и его исторические памятники русской культуры

Информация » Роль памятников русской культуры в истории Российского государства » Белёв и его исторические памятники русской культуры

Страница 5

«Как-то Макарий, выбирая подходящие деревья для постройки храма, углубился в лес и наткнулся на ляха. Тот, видимо, отбился от своих, заплутал, изголодался. Он уже не мог даже говорить, а лишь пищал по-птичьи, пить просил. Макарий его сразу узнал. Это был один из тех разбойников, что разграбили и сожгли Жабынскую обитель. Что сделал бы любой на месте Макария? Схватился за дубинку… Но инок крепко помнил заповедь Божию: возлюби врага своего. Как это трудно, Господи! Макарий переборол ненависть к врагу и стал молиться за спасение его души и просил Отца Небесного напоить жаждущего.

И вдруг рука русского инока сама собой поднялась, ударила в землю корявым посохом… и пробился студенный ключ! Сначала это была небольшая ямка с мутной водой, но Макарий расширил ее, разодрал пальцами дерн, и заструилась вода - живительная, целебная… А спасенный поляк, пораженный чудом явления источника, впоследствии принял православную веру и остался жить на Руси». История эта дошла до нас со слов смоленского помещика-однодворца Ляхова, доводившегося праправнуком тому самому поляку.

Простить своего врага, когда он слаб и немощен - великий духовный подвиг! И способны на него только чистые души. А студеный ключ и по сей день бьет из земли, поит живительной влагой ручей Жабынец и людей, приходящих к нему. Вода этого источника и чистосердечная молитва св. Макарию многих исцелила от болезней.

В 1623 году игумен Макарий закончил свой земной путь. После его кончины обитель не раз закрывалась, горела, иноки ее расходились по другим монастырям. Но мощи св. Макария всегда оставались в Жабыни. А на рубеже XVII-XVIII веков в народе устанавливается его чествование, как святого. В это же время была написана икона - «преподобный Макарий Белевский Чудотворец». На пожертвования русских людей в Жабынской обители был возведен каменный Введенский Макарьевский собор. А в 1816 году произошло событие поистине чудесное. В обители на месте обветшавшей деревянной часовни решили поставить каменную церковь. Приступили, помолясь, к делу, стали копать рвы для бута и… обрели мощи прп. Макария. Нетленные мощи были перенесены в главный храм обители - Введенский Макарьевский собор, где они покоятся и по сей день.

Преподобный Макарий Белёвский Чудотворец. Икона XVIII века

В семидесятые годы XVIII столетия императрица Екатерина Вторая решает упорядочить застройку городов российских. Для этого архитекторы разрабатывают планы застройки губернских и уездных городов. Для Белёва генеральный план застройки города был разработан в 1779 году.

В середине XIX века этот план был осуществлен в основных своих положениях: главные улицы были застроены двухэтажными жилыми домами, центральные площади – зданиями общественного назначения, в формировании малых площадей, которые образовались на перекрестье основных улиц, учитывались церкви и колокольни, а на въездах в город по дорогам на Козельск, Калугу и Болхов были устроены заставы.

Четырнадцать церквей с колокольнями и два монастыря определяли силуэт застройки. Особенно живописно он воспринимался с противоположного низкого берега Оки. Панорама города в утренние часы была необычайно красива – многочисленные купола сверкали на солнце. На закате же темные силуэты остроконечной застройки вырисовывались на пурпурном крае небосвода. Этот вид вдохновил В.А.Жуковского и в своей элегии «Вечер» (1806 год) он писал:

Уж вечер. Облаков

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекоменудем посмотреть:

Достижения и потери древней культуры
Первобытный период истории человечества до сих пор остается для нас загадкой и очевидно, что многие его тайны так и не будут разгаданы. Всякая наука, изучающая первобытность, сталкивается с весьма сложными проблемами: это и специфичность ...

Духовная культура Санкт-Петербурга эпохи Просвещения
При всех отличиях материальной культуры от культуры духовной, становившихся все более глубокими по мере развития новых способов промышленного производства, между этими уровнями культуры существовала глубинная внутренняя связь, которая и о ...

Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их культуры
Историю Древней Греции принято делить на пять периодов: - эгейский или крито-микенский период (III – II тыс. до н.э.) - гомеровский период (XI-X вв. до н.э.) - архаический период (VIII –VII вв. до н.э.) - классический период (V –IV вв ...