Белёв и его исторические памятники русской культуры

Информация » Роль памятников русской культуры в истории Российского государства » Белёв и его исторические памятники русской культуры

Страница 5

«Как-то Макарий, выбирая подходящие деревья для постройки храма, углубился в лес и наткнулся на ляха. Тот, видимо, отбился от своих, заплутал, изголодался. Он уже не мог даже говорить, а лишь пищал по-птичьи, пить просил. Макарий его сразу узнал. Это был один из тех разбойников, что разграбили и сожгли Жабынскую обитель. Что сделал бы любой на месте Макария? Схватился за дубинку… Но инок крепко помнил заповедь Божию: возлюби врага своего. Как это трудно, Господи! Макарий переборол ненависть к врагу и стал молиться за спасение его души и просил Отца Небесного напоить жаждущего.

И вдруг рука русского инока сама собой поднялась, ударила в землю корявым посохом… и пробился студенный ключ! Сначала это была небольшая ямка с мутной водой, но Макарий расширил ее, разодрал пальцами дерн, и заструилась вода - живительная, целебная… А спасенный поляк, пораженный чудом явления источника, впоследствии принял православную веру и остался жить на Руси». История эта дошла до нас со слов смоленского помещика-однодворца Ляхова, доводившегося праправнуком тому самому поляку.

Простить своего врага, когда он слаб и немощен - великий духовный подвиг! И способны на него только чистые души. А студеный ключ и по сей день бьет из земли, поит живительной влагой ручей Жабынец и людей, приходящих к нему. Вода этого источника и чистосердечная молитва св. Макарию многих исцелила от болезней.

В 1623 году игумен Макарий закончил свой земной путь. После его кончины обитель не раз закрывалась, горела, иноки ее расходились по другим монастырям. Но мощи св. Макария всегда оставались в Жабыни. А на рубеже XVII-XVIII веков в народе устанавливается его чествование, как святого. В это же время была написана икона - «преподобный Макарий Белевский Чудотворец». На пожертвования русских людей в Жабынской обители был возведен каменный Введенский Макарьевский собор. А в 1816 году произошло событие поистине чудесное. В обители на месте обветшавшей деревянной часовни решили поставить каменную церковь. Приступили, помолясь, к делу, стали копать рвы для бута и… обрели мощи прп. Макария. Нетленные мощи были перенесены в главный храм обители - Введенский Макарьевский собор, где они покоятся и по сей день.

Преподобный Макарий Белёвский Чудотворец. Икона XVIII века

В семидесятые годы XVIII столетия императрица Екатерина Вторая решает упорядочить застройку городов российских. Для этого архитекторы разрабатывают планы застройки губернских и уездных городов. Для Белёва генеральный план застройки города был разработан в 1779 году.

В середине XIX века этот план был осуществлен в основных своих положениях: главные улицы были застроены двухэтажными жилыми домами, центральные площади – зданиями общественного назначения, в формировании малых площадей, которые образовались на перекрестье основных улиц, учитывались церкви и колокольни, а на въездах в город по дорогам на Козельск, Калугу и Болхов были устроены заставы.

Четырнадцать церквей с колокольнями и два монастыря определяли силуэт застройки. Особенно живописно он воспринимался с противоположного низкого берега Оки. Панорама города в утренние часы была необычайно красива – многочисленные купола сверкали на солнце. На закате же темные силуэты остроконечной застройки вырисовывались на пурпурном крае небосвода. Этот вид вдохновил В.А.Жуковского и в своей элегии «Вечер» (1806 год) он писал:

Уж вечер. Облаков

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекоменудем посмотреть:

Россия и Дали
В молодые годы Дали привлекала революционная Россия. Она была для него «притягательной и таинственной страной», как и ее лидеры, которых он включил в свою сюрреалистическую иконографию. В 1931 году художник создал картину с характерным дл ...

Абрамцево–кудринская, или хотьковская резьба по дереву
Умелые мастера жили в окрестных селениях. Особенно славились резчики по дереву из Кудрина и Абрамцева, Хотькова и Ахтырки. Затейливыми узорами покрывали они деревянные ковши и прялки, шкатулки и ларцы, посуду и мебель. Обычные вещи в рука ...

Орденские и кавалерские праздники
Особое место занимали орденские, или кавалерские, праздники при дворе. При Петре I сложился обычай праздновать «кавалерский день» св. ап. Андрея Первозванного (30 августа), при Екатерине II – день учрежденного ею в 1796 г. ордена св. Геор ...