Драма-терапия

Страница 2

Именно эти процессы – ядро театрального искусства, служащее арт-терапии. Это театральное искусство, используемое особым образом, в данный момент и в данном месте, – суть драма-терапии и практики ее применения.

Часто спрашивают, являются ли драма-терапия и психодрама вариацией на одну и ту же тему – или это совершенно разные вещи? Драма-терапия в основном работает с драматической реальностью, часто на материале пьес, легенд и мифов о разных жизненных ситуациях. Напротив, психодрама, вообще говоря, работает со сценарием жизни клиента, реальными событиями, которые происходили в его прошлом, происходят сейчас или могут произойти в будущем.

Большая часть терапевтической работы в психодраме осуществляется через имитацию, то есть воссоздание эпизода с разными членами группы, исполняющими в сценах роль "значимых других". При анализе сцен в психодраме используются многие театральные приемы, в том числе проигрывание ролей в обратном направлении и метод "пустого стула". Клиент здесь эмоционально не дистанцируется от своего материала. Разве что это бывает с той целью, чтобы дать клиенту возможность сыграть роль "значимого другого", не используя прием проигрывания роли в обратном направлении.

Психодрама – очень эффективный метод, сочетающий широкий спектр творческих систем и приемов, многие из которых основоположник психодрамы Якоб Морено, заимствовал из театра. Психодрама считается мощным средством психотерапии, использующим методы, взятые Морено из профессионального театра и усовершенствованные в дальнейшем.

Драма-терапия – это недавно возникший вид арт-терапии (или, как ее еще называют, терапии творчеством, художественной терапии, или терапии через самовыражение), но у нее древняя история. В любой культуре, как недавнего, так и весьма отдаленного прошлого, театр (включая драму) был частью и жизни общества, и жизни отдельных людей, он был как средством выражения необходимости изменений, так и частью этих изменений.

Драма и театр были частью как религиозных обрядов, так и уличных представлений, актеров превозносили до небес – и обращались с ними как с бродягами. С чего начинается понимание драмы и театра и их взаимосвязи с терапевтическим действием?

Драма как вид искусства, где мы участвуем в качестве актеров, технического персонала, режиссера и зрителей, имеет решающее значение для нашего выживания. Если у нас не будет возможности принять участие в "драме, которая больше, чем жизнь", тогда мы, может быть, сотворим драму, которая будет действительно больше жизни – по своим разрушительным масштабам.

Ритуал, одна из древнейших форм театрального искусства, дает людям возможность укрепить веру и свои взаимоотношения, заново переосмыслить тему добра и зла – используя символы и образы, на разных уровнях влияющие как на отдельного человека, так и на целые группы людей.

В основе нашего понимания драма-терапии лежит способность человека не только воспринимать, но и создавать то, что в действительности не существует, – через придуманную драму. Это самый главный принцип эффективности драма-терапии, независимо от того, применяется она в целях предупреждения болезни или же в ходе лечения.

Представление об арт-терапии как оригинальном направлении в социально-культурной деятельности говорит о неисчерпаемом творческом потенциале, заложенном в каждом человеке, и возможности использования этого потенциала в целях достижения душевного здоровья, внутреннего благополучия и гармонии с окружающими.

Опыт написания контрольной работы по данной теме предоставил возможность повысить свою осведомленность об этом все еще достаточно "экзотическом" методе, принять определенные организационные решения, касающиеся деятельности социально-культурных учреждений, сделать свой выбор как руководителя творческого хореографического коллектива в пользу более серьезного профессионального освоения танцевально-двигательной арт-терапии, цветотерапии и костюмотерапии.

Страницы: 1 2 

Рекоменудем посмотреть:

Федоскинская лаковая живопись
Звенят колокольчики под дугой, гудит земля под копытами тройки, и кажется, мы слышим весёлый смех. Но, может быть, увидим праздничное гулянье, яркое половодье красок хоровода или семейное чаепитие у большого золотого самовара. Или силуэты ...

«Царские» праздники
В Московском государстве XVI-XVII вв. стержнем публичной жизни дворца являлись выходы государя и его свиты на православные праздники. Знаток московского двора И.Е. Забелин отмечал, что такие выходы составляли «одну из самых видных сторон ...

Романский стиль в истории государств
Художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в 10-12 вв. (в ряде мест и в 13 в.), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. Термин "романски ...