Структурная целостность культуры

Информация » Структура и функции культуры » Структурная целостность культуры

Страница 1

Культура выступает как предмет и область гло­бального научного рассмотрения, содержанием которого становится генезис, функционирование и развитие куль­туры как специфически человеческого способа жизни, который исторически раскрывает себя в процессе культурного наследования, внешне сходного, но радикально от­личного от существующего в мире живой природы. Зада­ча глобалистики — построить «генетику» культуры, кото­рая бы не только объясняла историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но и могла бы, в перспективе, прогнозировать его. Поставленная задача предполагает решение следующих фундаментальных про­блем:

1) выявление «гена» и «генетического кода» культур­ных феноменов, т.е. базисных структур, которые ответ­ственны за сохранение, передачу социального опыта;

2) изучение факторов, оказывающих расшатывающее, мута­ционное воздействие на «гены» культурно-исторических образований, перестраивающих их «код» в процессе твор­чества;

3) изучение суммарных последствий такого развития как реальной истории «очеловечивания» мира.

В соответствии с таким подходом к изучению культурных феноменов на данном этапе развития социологического знания выделяются следующие структурные составляющие культуры:

1) явления культуры или артефакты (от лат. arte — искусственное и factus — сделанный) то есть продукты и результаты человеческой деятельнос­ти, искусственно созданные человеком. Например, сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, выработанные им средства и способы действия;

2) паттерны - относительно устойчивые и повторя­ющиеся способы восприятия, чувствования, мышления, поведе­ния. Поясняя данное понятие, можно говорить о том, что культура включает в себя образцы человеческих отноше­ний. Известный американский ученый Дж. Ханигман выде­лил в культуре два рода явлений. Во-первых, социально стандартизированное поведение в сообществах. Во-вторых, материальные продукты групповой активности. Из единиц такого рода складыва­ются определенные образцы, конфигурации, стереотипные формы — паттерны.

Они могут быть универсальными для данной культуры (на­пример, государственное творчество), а могут быть и специфич­ными для региона (например, способ обработки земли) или для группы (например, жаргон). Культурные образцы могут носить ха­рактер реальных действий, или отношений, или воображаемых представлений. К числу последних относятся идеалы.

3) смысловые доминанты культуры - это те главные смыслы, то общее отношение каждого отдельно взятого человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов и отношений. Если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Именно смыслы определяют, то, что мы ищем в мире и в самих себе. Человек наделяет смыслами весь мир, и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. Таким образом, весь мир превращается в поля человеческих смыслов, в мир культуры. Объ­единяя и вдохновляя людей, культура дает им не только общий способ постижения мира, но и способ взаимного понимания и сопе­реживания, язык для выражения тончайших движений души. Отсюда можно дать такое определение культуры. Культура — это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего. Куль­тура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдох­новляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, ре­лигиозную или профессиональную группу и т. д.). Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бы­тия и мироощущения людей, образуя тем самым смысловые доминанты. Из смысловых доминант образуется еще одна составляющая культуры – символические объекты.

4) символические объекты – это знания, идеи, ценности, нормы, знаковые системы, условно отделяющие одни социальные объекты (народы, этносы, государства) от других, придающие им свою уникальность и неповторимость.

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Биография
Щедрин Сильвестр Феодосиевич. Годы жизни: 1791г. - 1830г. Художник. Пейзажист. Сын известного скульптора Феодосия Федоровича Щедрина и племянник пейзажиста Семена Федоровича Щедрина. Рос в атмосфере художественных интересов, с детских л ...

Виды фотографии
Чёрно-белая фотография Чёрно-белая фотография — исторически первый вид фотографии. После появления цветной, а затем и цифровой фотографии, чёрно-белые снимки сохранили свою популярность. Зачастую цветные фотографии преобразуются в чёрно- ...

Свадебные обряды, обычаи, суеверия
Для крестьянина семья имела исключительное значение. От нее зависело как его экономическое состояние, так и духовно-культурное. Поэтому создание семьи, вступление в брак было одним из наиболее важных событий его жизни. Оно же во многом оп ...