Содержание понятия икона

Информация » Содержание понятия икона

Страница 1

Икона – переделанное на русский лад греческое слово ”эйкон” :, что означает изображение, образ. Икона – живописное, реже рельефное изображение божества и святых, являющееся объектом религиозного почитания. Свое происхождение иконопись берет от эллинистической портретной живописи. Значительную роль сыграли на формировании техники написания древнейших из дошедших до нас коптских и византийских икон знаменитые фаюмские портреты. Фаюмские портреты получали название по оазису Фаюм в Нижнем Египте, где были найдены в захоронениях I –III веков. Эти портреты были религиозно-культового назначения. Они выполнялись на дереве или на ткани восковыми красками (энкаустика). Человек на фаюмском портрете изображался погрудно и в фас. Первые византийские иконы сохраняли погрудность и фасность изображения. Фаюмские портреты помещались на лицо умершему человеку и припеленовывались к телу. Икона пришла на Русь из Византии. Первыми учителями русских мастеров стали византийские художники.

Икона- это зримый образ незримого мира. Она рассматривается церковью не как тождественное божеству, но как символ, таинственно с ним связанный, а потому дающий . Проникновение в мир сверхъестественного через предмет реального мира. Поэтому иконопись обладает своим метаязыком. Сюжет и композиция иконы были строго каноническими. Иконописец обязан был следовать строгим правилам – канону. Это особенно относится к древнерусским иконописцам, которые использовали устойчивый набор сюжетов, а главное – типы изображения и композиционные схемы, утвержденные традицией и церковью.

Икона- как изображение мира не стремилась к внешнему, формальному реализму. Напротив, она подчеркивала расстояние и разницу между высшим миром с приблизившимися к нему святыми и земным бытием, в котором существует зритель.

Композиция иконы имеет свои особенности. Каждый персонаж занимает свое, далеко не случайное место. Значение центрального образа подчеркивается его большими размерами по сравнению с другими.

В современных картинах люди и предметы, находящиеся ближе к нам, изображаются большими, чем те, которые вдали. Древний иконописец равнодушен к этой закономерности нашего зрения. Величина фигур и предметов определялась им не в зависимости от их положения в пространстве, а от их смыслового значения. Поэтому изображение Святого, даже стоящего на заднем плане, могло быть крупнее изображения простых смертных, написанных на переднем плане .

В иконе особенно бросается в глаза подчеркнуто небольшая глубина пространства, переданного в ”обратной перспективе”, т.е. состоящего из ближнего и среднего планов. Дальний план ограничен непроницаемым золотом (или желтым, красным, зеленым, синим) фоном. Иконописцы называют его светом.

Пространство иконы не уходило от зрителя, увлекая его за собой (как это бывает, когда мы смотрим на картину),а словно идет к нам навстречу вместе с изображаемыми на иконе святыми. П.Флоренский не случайно называл обратную перспективу в иконе «обращенной». Очень точное определение. Именно обращенной к зрителю.

Цвет в иконе глубоко символичен, а в картинах он играет эмоциональную и информативную роль. В иконописной иерархии белый цвет занимает высшую ступень в иерархии цветов. Белый цвет означает нравственную чистоту, святость, духовное совершенство. Его используют при изображении одежды Иисуса Христа, Души Девы Марии, крыльев ангелов. Затем следует голубой, синий. Цвет рая, приюта души человеческой , цвет неба, где в багре и синеете Бог прибывает. Темно-вишневый цвет –любовь. Сияние и вишневые это традиционные цвета в одежде Христа. Зеленые цвет символизировал юность и надежду. Зеленый и коричневый – эта цвета Земли. Красный цвет – цвет страдания и мученичества, мученически пролитой крови (символом этого служил также крест),багряный – божество. Золото на иконе символизирует собой цвет, вечность. Низший цвет черный, он ассоциируется с адом, смертью, с дьявольским и символами, его можно видеть на иконах, изображающих страшный суд .

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Начало творческого пути
Щепкин словно выпил глоток волшебного напитка, он уже никогда не мог забыть сцены. Четырнадцати лет он сыграл на домашней сцене графа Волькенштейна роль актера в комедии “Опыт искусства”, роль Степана-сбитеньщика в опере “Сбитеньщик" ...

Русский авангард как феномен искусства 20 века
Русский авангард - общий термин для обозначения значительного явления в искусстве, процветавшего в России с 1890 по 1930 год, хотя некоторые ранние его проявления относятся к 1850-м, а поздние - к 1960-м годам. Феномен искусства 20 в., оп ...

Общественная мысль XVIII века
Если личность Петра I соединила в себе множество типичных для своего времени противоречий, то российская действительность именно в это время как бы выплеснула наружу все, что в ней копилось веками. Уже в период раскола и смуты стало замет ...