Термин "реализм" происходит от позднелатинского realis – что означает вещественный, действительный.
Реализм в искусстве и есть художественная истина, или, иначе говоря, жизненная правда, выраженная в художественных образах.
Термин "реализм" употребляется в двух значениях – широком и узком. В широком смысле реализм – это способность искусства верно, истинно, правдиво отражать жизнь в присущих ему художественных формах. Синонимами реализма в данном значении будут такие слова, как реалистичность, правдивость, истинность. Реализм основан на видимом сходстве, подобии образа и действительности, но реалистическое творчество – это не мелочно-протокольное, бездумное копирование натуры, а сознательный отбор основных, определяющих черт изображаемого, проникновение в его сущность, значительность и глубина идей, образов.
Реализм основан на художественном отражении жизни в формах самой жизни, на правде видимого, через которую художник как бы проникает в правду существующего. В рамках реалистического творчества возможны фантастические или гротесковые образы. Тем не менее, главное в реализме – раскрытие правды внутренней через правду внешнего, типического и закономерного через индивидуальное и конкретное, идеи через видимый образ.
Ф. Энгельс писал, что "реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах…"
В различные эпохи реализм приобретает своеобразные черты, по-особому проявляясь в рамках определённых художественных направлений и стилей, подчас пробиваясь через уводящие от него тенденции, иллюзии и заблуждения художника, стилевые догмы и эстетические схемы.
В узком смысле слова реализмом называют конкретно-историческое направление в искусстве XIX в., провозгласившее правду жизни основой своей творческой программы. Термин "реализм" был выдвинут французским литературным критиком Шанфлери в 50-х гг. XIX в. и быстро получил распространение в различных искусствах и странах. Если в широком смысле реализм является общей чертой различных конкретно-исторических течений и школ, то в узком смысле он, наоборот, отличен от других художественных направлений, в частности от предшествовавшему ему романтизма, в преодолении которого он развился.
Основой реализма XIX в. было резко критическое отношение к буржуазной действительности, поэтому его называют критическим реализмом. Характерная черта этого направления – постановка и отражение в художественном творчестве острых социальных проблем, осознанное стремление произносить "приговор" явлениям общественной жизни. Яркая страница в развитии критического реализма в изобразительном искусстве – творчество русских художников-передвижников ( И. Н. Крамской, В. Г. Перов, И. Е. Репин и другие). В правдивых, страстных образах, рождённых гражданским, патриотическим чувством, они показывали страдания русского народа под гнётом помещичье-буржуазного государства. Особая сила их искусства – в широких социальных обобщениях на основе правдивого изображения явлений жизни.
В реалистическом творчестве в отличие, например, от натурализма изображение всегда осмыслено, прочувствовано и одухотворено. Оно имеет идейный смысл, является воплощением воззрений художника на мир в целом.
Рекоменудем посмотреть:
Появление римского скульптурного портрета как художественного явления
Римский скульптурный портрет как самостоятельное и своеобразное художественное явление четко прослеживается с начала I века до н.э.
К этому времени Рим из небольшого города, владевшего лишь непосредственно прилегающей к нему территорией, ...
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Свято-Троицкую Сергиеву Лавру называют сердцем православной России, считая одной из самых почитаемых общерусских святынь. В решающие моменты Лавра всегда была для страны примером верности Православию, силы духа и действенной любви к своем ...
История
По проекту Ивана Владиславовича Жолтовского было воздвигнуто здание, в котором ныне располагается Сочинский художественный музей. "Архитектор организует не только пространство, но и человеческую психику, он подлинный организатор жизн ...
Навигация