Дмитровский собор

Время создания:

1194-1197 гг.

Крестчатые столбы выедены на высоту стен и держат массивную главу собора. На внутренних стенах столбам соответствуют плоские лопатки. С западной стороны расположены хоры.

Храм построен великим князем Всеволодом Большое Гнездо. Одноглавый и четырехстолпный трехапсидный храм первоначально был окружен низкими крытыми галереями, а у западных углов имел лестничные башни с всходами на хоры. Скульптура обильно покрывает весь верхний ярус собора и барабан главы, а также архивольты порталов. В аркатурном фризе южного фасада находились фигуры русских князей, в том числе владимирских. Скульптура верхнего яруса южного фасада тоже прославляет мудрого и сильного властителя. Преобладание в скульптуре образов льва и грифона указывает на дальнейшее развитие великокняжеской эмблематики. Однако усиление символизма и космологизма всего замысла привело к снижению рельефа. В центральных закомарах дана фигура царственного певца, играющего на псалтири. Резьба фигуры, особенно головы, отличается большой высотой и округлостью рельефа. Справа от Давида, на южном фасаде, изображено «Вознесение Александра Македонского на небо». Налевой его закомаре западного фасада изображен царь Давид, за которым следует Соломон. В скульптуре западного фасада обращают внимание сцены подвигов Геракла. В центральном прясле верхнего яруса переплетенные шеями птицы относятся к символике неразрывного союза. Обращенный к городу северный фасад выражает своей скульптурой идею сильной княжеской власти уже прямо, а не символически. В левой закомаре изображен сам князь Всеволод III. Сложные и разнообразные повороты фигур как бы беседующих друг с другом апостолов, свободная и вместе с тем строгая драпировка одеяний, а главное, глубоко психологическая трактовка образов выдают руку большого мастера.

Рекоменудем посмотреть:

Города Испании: исторический аспект
Испанский король Карл V, одновременно римский император, мечтает о всеевропейской империи. Лиссабон, Севилья – величайшие порты и города Европы. Севилья в первой половине XVI в. обгоняет по торговому обороту все крупнейшие европейские по ...

Происхождение и значение термина «культура»
Понятие «культура» (про­исходит от латинского culture - взращивать, возделывать почву, заниматься земледелием) родилось в Древнем Риме как противоположное значение понятию «натура»- природа. Следовательно, изначально термин «культура» при ...

Общие тенденции скульптурного римского портрета
Из Греции искусство портретов перешла к римлянам, которые к прежним родам пластических портретных изображений, (статуе и герме), прибавили новый род- бюст. Многие греческие ремесленники работали в Риме, правда, уже с соблюдением желаний р ...