Игрушечное семейство

Лет пятнадцать назад проходила в Орле выставка народной игрушки (Степанова Е. «Живое чудо народной игрушки». – «Орловская правда», март 1994).

История сохранила имена самобытных игрушечниц Александры Михайловны Иваниловой (1911 - 1990), Егора Егоровича Красова (род. 1905) – Плешково; Анны Харитоновны Афанасовой (род.1929), живущей до сих пор в Новосиле, Александры Васильевны Семеновой (Кобельковой), родом из Чернышино (сейчас живет в Орле, певица, заслуженный деятель культуры Российской Федерации, кажется, председатель обкома профсоюза работников культуры), коллекции работ которой были представлены на выставке.

В конце 17 - начале 18 веков в Ливенском уезде зародился гончарный промысел. По преданию, возник он в этих местах потому, что в распоряжении здешних крестьян было слишком мало пахотной земли. Деревню обступали со всех сторон леса, земля была скудная, поэтому в этом месте образовалась «плешина». Оттого и название у деревни – Плешково. Глина оказалась в этих местах замечательная: легкая в работе, с искорками блестящих вкраплений слюды, розовая после обжига. Вот и стали плешковцы из глины «тянуть» горшки да квасники, махотки да макидры. А для детишек лепили игрушки, чтобы не обидно было.

Сюжеты чернышинской игрушки традиционны: женщины, коньки, птицы. Мужчина в основном изображается как приложение к коню.

Роспись чернышинских игрушек напоминает оперение кукушки – чередующиеся полоски.

Роспись плешковской игрушки – свободные пятна, выполненные тертым кирпичом и соком лопуха – некогда заключали в себе ритуальное, обрядовое значение.

Называли мастерицы свои игрушки домодельными, или «ляпушками».

Из поколения в поколение в каждой семье от матери к дочери, от бабушки к внучке передавалось искусство обработки глины, приемы росписи. Вот так же от своей бабушки Прасковьи Павловны Чумичевой научилась делать игрушки из глины Анна Харитоновна Афанасова. Игрушка была не только радостью, но и кормилицей. Еще до революции в Новосиле была так называемая «Кукушкина ярмарка», куда съезжались люди со всей губернии торговать глиняной игрушкой.

Расписывали игрушки соком лопуха, тертым красным кирпичом, почками тополя. Головные уборы и роспись одежды напоминали крестьянские костюмы 19 – начала 20 века. наряд куклы-крестьянки был простой – кофта да юбка в клетку, на голове кокошник. Девушка была с косой, одета в сарафан в полоску.

Рекоменудем посмотреть:

Садовая архитектура
Следует также сказать о садовой архитектуре. Сад — это диалог природного и культурного начал. Учитывая особый онтологический статус человека в китайском мировоззрении, архитектурные постройки, выражавшие его присутствие в природе, не прят ...

Камни
Другой составляющей садовых пейзажей были камни. Камень воспринимался как и природный и рукотворный материал, так как был создан природой, но обработан человеком. Правильно расположить камни в саду означало ввести пространство сада в косм ...

Стены, окна, проходы, галереи
Сад в Китае не разбивается по произволу заказчика, он последовательно выстраивается. Создается определенная зона, отделенная от остального мира высокой стеной. Сад начинается со стены, которая может быть в форме облаков, дракона и т.п. Ее ...