Энциклопедические издания по искусству

Информация » Справочная литература в искусстве » Энциклопедические издания по искусству

Страница 1

Издания данного типа справочной литературы подразделяются на три основные группы:

- многотомные отраслевые энциклопедии;

- энциклопедические справочники, адресованные специалистам в области искусства и культуры;

- энциклопедические словари для широких кругов любителей искусства.

До появления отраслевых энциклопедий наиболее полная информация по вопросам искусства содержалась в общих энциклопедиях, в частности Большой Советской. Но поскольку универсальные издания рассчитаны не сколько на специалистов, сколько на не знакомых с данными вопросами, т.е. на широкий круг читателей, то в них освещаются лишь основные сведения, явления, понятия всех видов искусства.

Отраслевые энциклопедии – это высшая форма, высший тип справочной литературы; современные научные знания по отдельным видам искусства сосредоточены именно в них.

Первые отраслевые энциклопедии по искусству «Театральная энциклопедия» и «Искусство стран и народов мира» появились довольно поздно – в начале 60-х гг. ХХ века. Это не случайно, так как создание капитальных справочников базируется на достижениях науки об искусстве. (см. №9)

Поскольку к энциклопедии обращаются не только для наведения фактической справки, но и для получения более широкой информации по интересующему вопросу, то необходимым элементом статьи энциклопедии становится пристатейная библиография.

Особенностью искусствоведческих энциклопедий является наличие богатого иллюстративного материала, который дополняет информацию и делает ее своеобразной.

Являясь схожими по содержанию материала: теория, история и современная художественная практика того или иного вида искусства, отраслевые энциклопедические издания различаются по своей структуре. В основе построения одних лежит словарный принцип, другие дают материал комплексно.

Примером первых является пятитомная «Театральная энциклопедия», освящающая на своих страницах теорию и историю сценического искусства с древнейших времен и до наших дней.

В ней представлены все виды театрального искусства.

Содержание энциклопедии не ограничивается историческим обзором развития театрального искусства отдельных стран, но освещает и основные теоретические проблемы театрального искусства.

В отличие от «Театральной энциклопедии», художественная энциклопедия «Искусство стран и народов мира» ставит главной целью дать комплексное освещение вопросов архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, в краткой форме представить широкую картину художественного развития человечества с древнейших времен до нашего времени.

Своеобразная структура издания, группирующая материал по странам и национальным школам, позволяет дать комплексное освещение всех вопросов художественной жизни отдельной страны, показать различные тенденции и направления.

В искусствоведческих энциклопедиях пристатейная библиография приобретает особо важное значение ввиду недостаточной обеспеченности отдельных отраслей искусствоведения специальными библиографическими материалами.

Библиография в энциклопедии отражает, как правило, основную научную литературу по теме, притом новейшую, статьи из периодической печати, посвященные разработке узкоспециальных вопросов. Наряду с изданиями на русском языке в ней включаются наиболее ценные иностранные источники.

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Определение скинхедов
Скинхеды - это группы городской молодежи, живущие по своим законам, со своей музыкой, своими отличительными знаками, своей модой в одежде и концепцией "мужской дружбы". Скинхеды, в основном, мужчины, но в их рядах встречаются и ...

Успенский собор Киево-Печерского монастыря
Время создания: 1073—1078 гг. Собор был возведен византийскими зодчими. По своему плану это крестово-купольный трехнефный шестистолпный храм. В этом памятнике возобладало стремление к созданию простых объемов и лаконизму в интерьере. Пра ...

Портрет Флавиев
Стабильная эпоха правления династии Флавиев привела к очередному взлету культуры, который коснулся и портрета. Хотя реализм остается основной чертой римского портрета на протяжении всей эпохи его развития, флавиевский портрет использует с ...