Искусство Ассирии

В искусстве Ассирии в I тыс. до н. э. появляется жесткий канон. Канон этот не религиозен, как не религиозно было все официальное ассирийское искусство, и в этом принципиальное отличие ассирийских памятников от памятников предшествующего времени. Он и не антропометричен, как античный канон, который исходил из человеческого тела как единицы измерения. Его, скорее, можно назвать каноном идеалистско-идеологическим, ибо он исходил из представления об идеальном владыке, воплощенном в образе могучего мужа. Попытки создать идеальный образ могучего повелителя встречались уже и раньше, в аккадском искусстве и в период III династии Ура, но они не воплощались столь последовательно и законченно и не были так оторваны от религии, как в Ассирии. Ассирийское искусство было чисто придворным искусством, и, когда погибла ассирийская держава, оно исчезло. Именно канон явился тем организующим началом, благодаря которому ассирийское искусство достигло такого небывалого совершенства. Образ царя становится в нем моделью и образцом для подражания, он создается всеми возможными средствами: чисто изобразительными — облик физически совершенного, могучего человека в подчеркнуто пышном убранстве —отсюда монументальная статичность фигур и внимание к мелким деталям убранства; живописно-повествовательными — когда и в искусстве, и в литературе выделяются темы, восхваляющие воинскую мощь страны и ее создателя, «владыки всех стран»;описательными — в виде анналов ассирийских царей, славящих их подвиги. Некоторые описания в ассирийских анналах производят впечатление подписей под изображениями, более того — тексты царских надписей с рассказами о царских боевых подвигах помещаются прямо на рельефах, пересекая изображение правителя, что при стандартизованном, лишенном всякой индивидуальности изображении было весьма существенно и являлось дополнительным орнаментоподобным украшением плоскости рельефа. Становление канона и выработка твердых правил при изображении царской персоны, равно как и идеологическая тенденциозность всего придворного искусства способствовали сохранению высоких художественных норм при ремесленном воспроизведении образцов и не сковывали творческих возможностей художников-мастеров, когда речь шла не о царской персоне. Это видно по той свободе, с которой ассирийские художники экспериментируют в области композиции и в изображениях животных.

Данные раскопок, литературные памятники, изображения на рельефах и печатях указывают на значительную роль музыки в общественной жизни Шумеро-Вавилонии. В честь музыкальных инструментов совершались даже жертвоприношения. По представлению шумерийцев их боги были не только любителями музыки, но и музыкантами. В государственной иерархии музыканты стояли непосредственно за богами и царями. Именами музыкантов обозначалось летоисчисление. В более поздних источниках говорится о большом развитии придворных ансамблей, выступавших и с публичными концертами. Отдельные меценаты содержали ансамбли певцов и исполнителей на инструментах, доходившие до 150 человек.

Рекоменудем посмотреть:

Из истории собирания песенного фольклора Самарского края
История собирания песенного фольклора Самарской области насчитывает более ста лет. Первыми изданиями стали сборники и разрозненные публикации, в которых были помещены исключительно тексты песен без нотографической записи напевов. В некото ...

Визитные карточки
Деятельность Этьена Каржа (1828 — 1906) была удивительно схожа с деятельностью Надара. Каржа тоже был художником, карикатуристом и одновременно являлся редактором журнала «Лё Бульвар», популярного издания 1860-х годов. В 1862 году карикат ...

Надвратная церковь-колокольня во имя трех святителей
Доподлинно неизвестно, существовала ли в Высоцком монастыре надвратная церковь в первые десятилетия его истории. Первые сведения о ней относятся к 1624 году, когда в обители отстраиваются каменные ворота, а над ними храм в честь святителе ...