Культура Возрождения

Страница 1

Новый период в культурном развитии Западной и Центральной Европы получил название Возрождения, или Ренессанса.

Возрождение (франц. Ренессанс; итал. Риначименто) - гуманистическое движение в истории европейской культуры в период конца средневековья и начала современности. Ренессанс возник в Италии в XIV в., распространился в западных странах (Северное Возрождение) и достиг наибольшего расцвета в середине XVI в. Конец XVI - начало XVII в. упадок - маньеризм.

Первоначально новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение к забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы, искусства, возвращение к классической «золотой латыни». В Италии разыскивались рукописи античных писателей, извлекались из забытья произведения античной скульптуры, архитектуры. Подобное уже происходило в мировой истории (например, в эпоху Каролингского возрождения и классического средневековья монахи не раз обращались к античному наследию, но только для того, чтобы найти в нем подтверждение правильности церковных догм). В этот раз произошло иное. Феномен Возрождения определялся тем, что античное наследие превратилось в оружие ниспровержения церковных канонов и запретов. Некоторые культурологи, определяя ее значение, сравнивают с грандиозной культурной революции, которая длилась два с половиной столетия и завершилась созданием нового типа мировоззрения и нового типа культуры. Ничего подобного вне европейского региона в это время не наблюдалось.

В искусстве произошел переворот, сравнимый с открытием Коперника. В центре нового мировоззрения находился человек, а не Бог как высшее мерило всего сущего. Новый взгляд на мир получил название гуманизма.

Антропоцентризм - главная идея мировоззрения эпохи Возрождения. Рождение нового мировоззрения связано с писателем Франческо Петрарки. Схоластике, основанной на формально-терминологическом методе, он противопоставляет научное знание; счастью в «Граде Божьем» - земное человеческое счастье; духовной любви к Богу - возвышенную любовь к зем-ной женщине.

Идеи гуманизма выражались в том, что в человеке важны его личные качества — ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля и образованность, а не социальное положение и происхождение.

В эпоху Возрождения происходит утверждение идеала гармонической, раскрепощенной, творческой личности, красоты и гармонии, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания.

Духовенство утрачивает свой авторитет и позиции в обществе. Это привело к отпадению ряда европейских стран от католицизма и появлению различных форм протестантизма.

Эпоха Возрождения породила гениев и титанов: Италия - Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, политического деятеля Макиавелли, философов Альберти, Бруни, Вала, Фичино, Николая Кузанского, зодчих Брунеллески и Браманте; Франция - Рабле и Монтеня; Англия - Мора, Бэкона, Сиднея, Шекспира; Испания - Сервантеса; Польша - Коперника; Германия -Беме, Мюнцера, Кеплера. В произведениях этих авторов присутствует мысль о том, что гармоничность сотворенного мира проявляется везде: в действиях стихий, ходе времени, положении звезд, природе растений, животных.

Шедевры эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи «Джоконда», «Тайная вечеря»; Рафаэль «Сикстинская мадонна» и «Спящая Венера» (Дрезден), «Мадонна Конестабиле» и «Юдифь» (Эрмитаж); Тициан «Даная» (Эрмитаж).

Эпоха Возрождения характеризуется универсализмом мастеров, широким обменом знаниями (нидерландцы заимствуют некоторые колористические особенности итальянцев, а те, в свою очередь, заимствуют от них работу масляными красками на холстах).

Страницы: 1 2 3

Рекоменудем посмотреть:

Портрет Юлиев-Клавдиев
При преемниках императора Августа- правителей из династии Юлиев-Клавдиев, классицистическое направление в портрете продолжает сохраняться. Традиционным становится изображение обожествленного императора. Также популярны портретные статуи в ...

Анатолий Эфрос
Важнейший этап раннего творчества Эфроса и российского театра вообще связан с именем драматурга В. Розова. Эфрос поставил множество розовских пьес: В поисках радости (1957), Неравный бой (1960), Перед ужином (1962); позже, в театре Ленинс ...

Этрусский портрет
Важный вклад в развитие римского портрета оказало искусство их ближайших соседей и предшественников. Хотя точных сведений о религии этрусков не сохранилось, сохранившиеся образцы предметов их погребального культа свидетельствуют об их инт ...