Структура культуры

Страница 1

Как отмечалось в предыдущем параграфе, культура служит средством удовлетворения тех или иных человеческих потребностей.

Потребность — это недостаток, нужда в чем-либо необходи­мом. Но лучше сказать, что потребность — это сама необходи­мость в чем-либо, т.е. внутренне обусловленное состояние человека или просто чувство, которое он осознает как необходимость удовлетворения.

Различают исходные, или первичные, потребности человека, которые связаны с его биологией и психикой, и вторичные, кото­рые образованы в нем жизнью в обществе или культурой. Потребность в каких-либо вещах или в действиях делает их значимыми для человека, пробуждает в нем интерес и деятельность, направленную на их удовлетворение, которая может быть творче­ской, а может быть и пустыми хлопотами.

То, что имеет какое-то значение для человека и пробуждает интерес, преобразуется в ценности. Мир ценностей и их про­изводство – является важным структурным элементом культуры. Следовательно, образуется следующая цепочка понятий: потребности — интересы — ценности — культура.

Каждое понятие содержит в себе предшествующее, а устойчивость и тесную связь всех звеньев в цепочке обеспечивает традиция как способ существования культуры. Роль традиции в том, что она создает непрерывность культуры и преемственность потребностей, интересов и т.д. Так традиция выступает как потребность в самой культуре. Ее можно представить как «генетику культуры».

Однако традиции иногда могут восприниматься как пережитки, то есть как препятствия дальнейшему развитию культуры. Они могут исчезать, а затем вновь возрождаться. Тради­ции могут быть позитивными, когда что-то воспринимается, но могут быть и негативными, когда что-то отвергается, поскольку это «не в традиции», как говорят, для данного общества или группы людей.

Время производит отбор традиций, но вечные из них, как, например, почтительное отношение к родителям, к женщине, являются всегда современными.

Не смотря на то, понятие культура имеет множество значений, любая культура вбирает в себя элементы как материальных, так и духовных ценностей, создаваемых человеком. При таком подходе культура предстает как единое образование, состоящее из двух частей: ма­териальной культуры и духовной культуры.

Материальная куль­тура — одна из частей целостной человеческой культуры, вопло­щенная в форму вещи духовность человека, результаты творче­ской деятельности, в которых природный объект и его материал воплощены в предметы, свойства и качества и которые обеспе­чивают существование человека. В материальную культуру входят разнообразные средства производства — энер­гетические и сырьевые ресурсы, орудия труда, технология про­изводства и инфраструктура среды обитания человека, средства коммуникации и транспорта, здания и сооружения бытового, слу­жебного и развлекательного назначения, разнообразные средст­ва потребления, материально-предметные отношения в сфере технологий или экономики.

Духовная культура — одна из частей целостной человечес­кой культуры, совокупный духовный опыт человечества, интел­лектуальная и духовная деятельность и ее результаты, обеспе­чивающие развитие человека как личности. Духовная культура существует в различных формах. Это обычаи, нормы, образцы по­ведения, ценности, идеалы, идеи, знания, сложившиеся в конкрет­но-исторических социальных условиях. В развитой культуре эти компоненты превращаются в относительно самостоятельные сфе­ры деятельности и обретают статус самостоятельных социальных институтов: нравственности, религии, искусства, политики, фи­лософии, науки и т. д.

Важная роль в духовной культуре общества принадлежит искусству. Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художест­венно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно — ре­ализацией культурного исторического опыта человечества. Ху­дожественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отноше­ния к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.

Страницы: 1 2 3 4

Рекоменудем посмотреть:

Типология справочной литературы по искусству
Используя сведения, изложенные в монографии А.А. Туровской, к наиболее распространенным типам справочной литературы по искусству мы отнесем: - отраслевые энциклопедические издания; - терминологические и биографические словари; - справо ...

Обрядность осенних праздников и основные элементы праздников осеннего цикла
Современная праздничная обрядность находится в процессе становления и развития. Утверждаются новые праздники и наряду с ними, видоизменяясь, продолжаются охраняться и некоторые традиционные. Отдельные элементы старинных празднеств органич ...

Обновленный классицизм
Обновленный классицизм стал главным в творчестве Аннибале Карраччи (1560-1609), чьи плафоны в римской галерее Фарнезе несомненно вдохновлены фресками Микеланджело в Сикстинской капелле, но лишены присущего им мрачного накала страстей. Ис ...