Структура культуры

Страница 3

Требование посто­янного морального совершенства человека в русле предлагаемых религией ценностей создает поле напряжения смыслов и значений, попадая в которое человек регламентирует свой выбор в границах греха и справедливости. Религиозное сознание, в отличие от других мировоззрен­ческих систем, включает в систему «мир—человек» дополни­тельное опосредующее образование — сакральный мир, соотнося с этим миром свои представления о бытии в целом и целях челове­ческого бытия. Это порождает тенденцию к консервации ценностей и культурных традиций, что может вести к социальной стабилизации, но за счет сдерживания светских ценностей. Светские ценности более условны, они легче подвергаются преобразованиям, и интерпретации в духе времени. Общая тенден­ция проявляется здесь в том, что в развитии культуры постепенно усиливаются процессы секуляризации, т. е освобождения культу­ры из-под влияния религии. Эти процессы в первую очередь, связаны с усиливающейся потребностью людей в создании собственной картины мира, через его постижение и осмысление. Так появляется еще один структурный элемент культуры - философия, которая стремится выразить мудрость в формах мысли (отсюда и ее название, которое буквально переводится как «любовь к мудрости»).

Философия возникла как духовное преодоление ми­фа, и религии, в том числе, где мудрость была выражена в формах, не допускающих ее кри­тическое осмысление и рациональное доказательство. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Но, будучи одновременно выражением мудрости, фи­лософия обращается к предельным смысловым основам бытия, ви­дит вещи и весь мир в их человеческом (ценностно-смысловом) из­мерении. Таким образом, философия выступает как теоретическое мировоз­зрение и выражает человеческие ценности, человеческое отноше­ние к миру. Поскольку мир, взятый в смысловом измерении, есть мир культуры, то философия выступает как осмысление, или, го­воря словами Гегеля, теоретическая душа культуры. Многообра­зие культур и возможность разных смысловых позиций внутри каждой культуры приводят к многообразию спорящих между со­бой философских учений.

Духовная эволю­ция через миф, религию и философию привела человечество к на­уке, где достоверность и истинность получаемых знаний проверя­ется специально разработанными средствами и способами. Это один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура претерпевает глубокие изменения под влиянием науки. Наука существует как особый способ производства объек­тивных знаний. Объективность не включает в себя оценочного от­ношения к объекту познания, таким образом, наука лишает объект какого-ли­бо ценностного значения для наблюдателя. Самый важный результат научного прогресса — возникно­вение цивилизации, как системы рационализированных и технитизированных форм бытия человека. Наука расширяет пространство для технократических атрибутов, обогащает сознание человека технократическими смыслами и значениями - это все элементы цивилизации. Можно утверждать, что в истории человечества наука действует как ци­вилизующая сила, а культура — как одухотворяющая сила. Наука создает, по определению В. Вернадского, ноосферу - сферу разу­ма, рационального обитания. Рациональность не всегда укладыва­ется в требования нравственности. По этой причине современная культура не является гармоничной и сбалансированной. Противоречие между рациональ­ностью и нравственностью не разрешились и по сей день, поэтому, в определенном смысле, ци­вилизация и культура несовместимы. Технитизированные фор­мы бытия человека противостоят внутренним началам (ценностям и идеалам) духовной сущности человека. Однако наука, порождая циви­лизацию, связывается с культурой в целостное образование и уже современная история человечества без науки не представима. Наука превратилась в фундаментальный фактор выживания че­ловечества, она экспериментирует с его возможностями, создает новые возможности, реконструирует средства жизнедеятельности человека, а через это изменяет и самого человека. Творческие возможности науки огромны, и они все более глубоко преобразовы­вают культуру. Можно утверждать, что наука обладает некоторой культурогенной ролью, она придает культуре рационалистичес­кие формы и атрибуты. Идеалы объективности и рациональности в такой культуре приобретают все более важную роль. Поэтому можно говорить о том, что ценность научного знания пропорцио­нальна его полезности. Наука, давая знания человеку, вооружает его, дает ему силы. «Знание — сила!» — ут­верждал Ф. Бэкон. Но для каких целей, и с каким смыслом употреб­ляется эта сила? На этот вопрос должна отвечать культура. Высшая ценность для науки — истина, в то время как высшая ценность для культуры — человек.

Страницы: 1 2 3 4

Рекоменудем посмотреть:

Основные черты романтизма
Романтизм – (фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман) – направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже XVIII-XIX вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки ...

Механизм культурной идентификации
Впервые механизм культурной идентификации был раскрыт в психологической концепции Фрейда, возникшей на основе патопсихологического наблюдения, а затем распространены на «нормальную» духовную жизнь. Фрейд рассматривал идентификацию как поп ...

Кризис Запада есть кризис западного христианства. Фактор рационализма
Большинство русских мыслителей связывали кризис Запада с кризисом христианства в Европе. В.Зеньковский писал: «…кризис западной культуры, по моему мнению, потому так глубок и трагичен, что это есть кризис западного христианства». Мнение ...