Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь

Информация » Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь

Страница 1

Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский за свою почти столетнюю жизнь основал несколько монастырей; все они впоследствии стали очень известными. Одна из этих обителей - Свято-Троицкий Желтоводский монастырь. Когда-то он стоял на берегу Желтоводского озера; ныне же у самых его стен несет свои воды Волга.

Преподобный Макарий, принявший монашеский постриг в 1361 году (в двенадцатилетнем возрасте!) в Нижегородском Печерском монастыре, в какой-то момент покинул родную обитель в поисках уединенной жизни. Все основанные им монастыри - важнейшие вехи этих поисков. Первым из них стал Решемский, вторым - Желтоводский, третьим - Унженский.

У Желтоводского озера, неподалеку от того места, где Керженец впадает в Волгу, преподобный появился, когда ему было уже за восемьдесят, в середине 1430-х годов. Здесь он выкопал пещеру и в полном одиночестве предавался посту и молитве. Но уединение продлилось недолго - история, приведшая к основанию Решемского монастыря, повторилась и у Желтоводского озера. Слава о подвигах преподобного была велика - в конце концов, его "местонахождение" оказалось открыто. И к старцу потянулись жаждавшие спасения и примера. Около 1435 года иноков стало так много, что преподобный решил основать новую обитель. Вслед за этим решением появилась деревянная церковь в честь Святой Троицы. Согласно ряду свидетельств, большую помощь в обустройстве Троицкого Желтоводского монастыря преподобному Макарию оказал князь Василий Темный. В то время он, казалось, потерял всякую надежду на великокняжеский престол и, скрываясь от своего гонителя Дмитрия Шемяки в Нижнем Новгороде, не однажды посещал преподобного Макария, подвизавшегося у Желтоводского озера.

Места эти, весьма отдаленные от центральной Руси, в начале XV века во многом еще не были просвещены Христовой истиной; поэтому преподобному Макарию приходилось вести и миссионерскую деятельность. Язычников он крестил в водах Желтоводского озера, в результате получившего второе название - Святое озеро. Некоторые из новообращенных принимали монашеский постриг в Макарьевой обители. Монастырь быстро обустраивался.

Но благополучные времена вскоре закончились. Изгнанный в 1438 году из Золотой Орды хан Улу-Махмет (в литературе встречаются и иные варианты этого имени: Улу-Магмет, Улу-Мухаммед, Улу-Магомет и пр) основал Казанское ханство и повел очень агрессивную политику по отношению к соседним землям - в том числе и русским. В 1439 году он с сыновьями ходил на Нижний Новгород и взял его. Возвращаясь в Казань, татарские отряды рыскали по окрестностям - один из таких отрядов наткнулся на Желтоводский монастырь. Последовало жестокое разорение обители - ее постройки татары сожгли, большинство иноков зарезали, а преподобного Макария с остатками братии увели в плен. Как рассказывает житие святого, Улу-Махмет, поговорив со старцем, сильно разгневался на своих подданных за то, что они, цитируем житие, "оскорбили столь доброго и святого мужа", и велел отпустить его - но с категорическим запретом возрождать Желтоводскую обитель, потому что, как заявил хан, она находилась на принадлежавшей Казанскому ханству территории. Преподобный упросил хана освободить вместе с ним и других пленников. Похоронив убитых насельников, он покинул Желтоводский монастырь и вместе со спутниками отправился в Галичскую землю, где его стараниями была основана еще одна обитель - Унженская.

Для того чтобы окончательно "разобраться" с Казанским ханством, Руси потребовалось более века - вопрос был "закрыт" Иваном Грозным в начале 1550-х годов после взятия Казани и присоединения ханства к Московии. Тем самым запрет Улу-Махмета на нахождение монахов у Желтоводского озера потерял свою силу, но прошло еще несколько десятков лет, прежде чем началось возрождение Желтоводского монастыря. Романовы, из которых вышли первый после окончания Смуты русский царь, Михаил Федорович, и тогдашний Патриарх Филарет (его отец), весьма почитали преподобного Макария. Юный Михаил Романов молился святому об избавлении отца из польского плена (в котором тот пребывал с 1611 года), обещая при счастливом исходе дела совершить паломничество ко гробу преподобного в Унженский монастырь. Когда в 1619 году поляки освободили Патриарха Филарета, царь исполнил свой обет, не забывая и о других Макарьевских обителях. Как раз около этого времени монаху Тетюшского монастыря Авраамию в тонком сне явился преподобный Макарий

с твердым наказом идти к Желтоводскому озеру и возродить уничтоженную татарами обитель. С 1620 года там велось интенсивное строительство - до поры лишь деревянное. Все просьбы Авраамия царь Михаил Федорович неизменно выполнял, даруя монастырю все новые земли и льготы. В 1628 году пожаловал обители несудимую грамоту и Патриарх Филарет. Именно в эти годы из монастыря вышли крупнейшие деятели эпохи церковных реформ - как известные иерархи, так и "расколоучители". Среди них были будущий Патриарх Никон и мятежный протопоп Аввакум. Последний позже писал: "Я Никона знаю: недалеко от моей родины родился, между Мурашкина и Лыскова, в деревне; отец у него черемисин, а мати русалка, Минка да Манька; а он, Никон, колдун учинился, да баб блудить научился, да в Желтоводие с книгою поводился, да выше, да выше, да и к чертям попал в атаманы ."

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекоменудем посмотреть:

Супрематизм
Супрематизм (от лат. supremus - наивысший) - направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. в России К.С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в лишённых изобразительного ...

«Ар деко»
На смену модерн пришел стиль «ар деко». Смелые геометрические формы «ар деко» были последним словом в дизайне на протяжении 1920–30-х годов. Отличавшийся роскошью и изысканностью, стиль «ар деко» повлиял на внешний вид почти всего – от пу ...

Становление и особенности средневековой личности
Как известно, средневековая культура строится на основе христианского учения. Но античное мышление и личность, правда, в подчиненной и переосмысленной роли, входят в эту культуру. Действительно, в средние века задачи мышления кардинально ...