Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь

Информация » Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь

Страница 3

Соборный храм, освященный во имя Святой Троицы, является смысловой и архитектурной доминантой ансамбля обители. Он строился в 1651-58 годах (иногда встречается другая дата окончания постройки собора - 1664 год). Таким образом, мы имеем право связать это строительство с именем Патриарха Никона (до 25 июля 1652 года - митрополита Новгородского). Неизвестно в точности, какую именно роль сыграл Патриарх в возведении каменных храмов Макарьево-Желтоводского монастыря (деньги на ведение строительных работ монастырь, во всяком случае, черпал из собственных - ярмарочных - доходов). Но мы знаем о сугубо личном отношении Первоиерарха к Желтоводской обители. В отрочестве и ранней юности он жил здесь в послушниках, и, безусловно, весь строй здешней жизни оказал большое влияние на становление его личности.

Высокий, пятиглавый (пятиглавие несколько сдвинуто к востоку), с тремя алтарными апсидами, Троицкий собор производит неизгладимое впечатление. Снаружи, в сущности, сложно понять, насколько он велик. Благодаря своей пропорциональности он выглядит величественным, но не подавляюще-огромным. И полное представление о его размерах можно получить, лишь войдя внутрь. Скорее всего, впечатление высоты и простора создается здесь во многом благодаря тому, что собор пока еще не благоустроен в полной мере. Пятиярусный, устремленный ввысь иконостас и расчищенные от побелки, но еще не отреставрированные фрески - вот что определяет "внутреннее звучание" Троицкого собора. Больше почти ничего здесь нет. Особенной красотой, красотой трудно возрождающейся святыни, сияет убранство собора в солнечные дни, когда лучи, падая через высокие окна, выхватывают из полумрака фрагменты иконостаса и потускневших от времени и варварского обращения фресок.

Фрески Троицкого собора - уникальный памятник монументального искусства своего времени. Создавались они вскоре после постройки соборного храма. К сожалению, они еще не изучены в достаточной мере, но какие-то очень общие вещи сказать о них можно. Предполагают, что работала над ними артель костромских мастеров. А костромская школа, как известно, именно в это время переживала период наивысшего расцвета. Даже сейчас, когда фрески находятся в удручающем состоянии, в них нетрудно обнаружить некоторые особые черты, присущие именно костромской школе. Это, прежде всего, декоративность и дробность изображений (храм изнутри как бы опоясан "лентами" изобразительных рядов), использование ярких красок, динамичность сюжетов.

В 1859 году рухнул центральный купол Троицкого собора. Произошло это не из-за каких-то просчетов, допущенных при его строительстве, а из-за того, что Волга на протяжении многих десятилетий неустанно подмывала берег, на котором находился монастырь. Именно после этого случая было принято решение об упразднении монастыря - сочли, что оставаться здесь братии небезопасно.

Когда монастырь возобновили в качестве женской обители, в Троицком соборе начались масштабные реставрационные работы, завершенные к 1912 году. Купол восстановили. Кроме того, стены собора получили дополнительные росписи - эти росписи, правда, значительно уступали фрескам XVII века.

Деревянная Успенская церковь была построена в 1626 году, через шесть лет после возобновления Желтоводского монастыря игуменом Авраамием. Ровно четверть века простояла она и в 1651 году была заменена каменной. Сравнительно с массивным Троицким собором она смотрится более воздушной и нарядной. Очень хорошо это видно на примере куполов. Пятиглавие Свято-Троицкого собора выглядит мощным, строгим. Довольно высокие барабаны, завершающиеся луковичными куполами, декорированы скупо. Успенская церковь также завершена пятиглавием - но пятиглавием совершенно другого рода, изящным и несколько даже хрупким. Основанием для узких барабанов здесь служат кокошники, что придает церкви очень декоративный вид.

Успенская церковь установлена на высокий подклет, который прежде, во времена Макарьевской ярмарки, использовался для хранения товаров "купецкими людьми". Во втором этаже расположены собственно церковь и трапезная палата, которая имеет обычный вид для подобных архитектурных сооружений - одностолпная, со сводчатым потолком, почти квадратная в плане. В день памяти прп. Макария (7 августа по новому стилю) здесь после торжественной литургии по сей день устраивают трапезу, на которой, кроме инокинь монастыря, бывает множество приглашенных.

Благодаря низкому потолку Успенская церковь очень уютна. Конечно, ее убранство не отличается монументальной строгостью и стилистическим единством, свойственными убранству Троицкого собора. Деревянный, крашенный "деревенской" коричневой краской пол, простой иконостас - все это сообщает ее облику особую смиренность, какую мы ощущаем иногда, бывая в старых сельских храмах, расположенных вдалеке от крупных райцентров.

В Успенской церкви находятся многие святыни М а кар ье во-Желтоводского монастыря - икона основателя обители, старинный список с Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, а также несколько икон нового письма с частицами мощей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекоменудем посмотреть:

Рисунок. Акварель
Рисунки и акварели И. И. Левитана не только малоизучены, но даже еще не полностью известны. Всего несколько лет назад были опубликованы рисунки художника, выполненные во второй половине 80-х годов на известных шмаровинских «средах». Среди ...

Архитектурно-художественный образ собора
Рисунок № 3 Софийский собор. Современный вид. Высокие духовные идеалы, принятые народ Руси вместе с христианским вероучением, полной мерой воплотил в себе архитектурно-худоственный образ собора св. Софии. Триумфальное утверждение христ ...

Возникновение иенской школы
Н.Я. Берковский, говоря о причинах образования романтической школы именно в Иене, особо отмечает роль пользовавшегося славой Иенского университета, в котором преподавал Шиллер и продолжал преподавать Фихте, и для которого существенным фак ...