Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь

Информация » Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь

Страница 5

На протяжении без малого двух столетий Макарьевская ярмарка, разворачивавшаяся летом у стен Желтоводского монастыря, являлась, по ряду показателей, крупнейшей в Европе. Именно ей обитель была обязана своим расцветом.

История волжских ярмарок уходит корнями в древнейшие времена. Само положение этой водной артерии превращало ее в средство связи многих народов друг с другом. И прежде всего, связи экономической, торговой. В эпоху Казанского ханства крупная ярмарка существовала вблизи Казани, принося татарской столице существенные дивиденды. Московским государям такое положение дел не нравилось, и они несколько раз пытались перенести ярмарку в русские земли. Так, в 1524 году великий князь Василий III - после того как русские корабли были ограблены татарами - запретил русским купцам участвовать в Казанской ярмарке, устроив ее "аналог" в Васильсурске. Предполагалось, что сюда, в конце концов, переберутся и иностранные купцы, а Казанская ярмарка угаснет. Но эта идея не сработала - Васильсурск оказался местом слишком опасным для торговой деятельности, потому что стоял практически на границе русских территорий; надежную же охрану московское правительство обеспечить не смогло.

Присоединив Казанское ханство к Руси, Москва уничтожила ненавистную Казанскую ярмарку, и в течение нескольких десятилетий торговать на Волге было негде. Поэтому когда Ма-карьево-Желтоводский монастырь был возрожден, под его стенами стали организовываться стихийные торжища. I популярность этой торговой площадки быстро росла, и в 1641 году ее официально, соответствующим царским указом, "закрепили", приурочив ко дню памяти преподобного Макария (надо сказать, что время торговли, в середине лета, было очень удобным). Так родилась знаменитая Макарьевская ярмарка.

Все торговые пошлины, взимаемые с торговцев, в первые 25 лет ее существования доставались монастырю. В 1667 году царь Алексей Михайлович дозволил купцам первые пять ярмарочных дней торговать бесплатно, а во все последующие дни платить налог в казну, на долю обители же осталась лишь плата за торговые площадки. В 1681 году монастырь вернул себе все ярмарочные сборы, но ненадолго - в 1700 году царь Петр 1 окончательно подчинил ярмарку центральной власти.

Тем не менее, доходов, полученных во второй половине XVII века, хватило монастырю для того, чтобы отстроиться в камне. Это было время расцвета обители. Ярмарочные масштабы позволяли жить вполне безбедно. Тогдашняя ярмарка давала девятую часть торгового оборота всей страны.

В XVIII веке значение Макарьевской ярмарки продолжало расти - летом у стен Желтоводской обители бурлил целый город. Неудобство заключалось лишь в близости Волги - во время весенних паводков водой нередко "смывало" деревянный Гостиный двор и прилегающие к нему временные балаганы. После этого строили новый главный торговый корпус, который в ближайшие годы ожидала участь его предшественников.

В конце XVIII века власти решили одним махом покончить с этими неприятностями - был составлен новый проект ярмарочного города с огромным каменным Гостиным двором в центре. К 1809 году проект реализовали: внушительный Гостиный двор протянулся почти на 130 метров, вокруг него расположились еще 36 деревянных корпусов, в которых разместились 3200 (!) купеческих лавок. В комплекс входил и театр на тысячу мест, где спектакли давала крепостная труппа князя Шаховского. Еще одна цифра: в начале XIX века Макарьевская ярмарка собирала до 160 тысяч человек!

16 августа 1816 года катастрофический пожар смел с лица земли ярмарочные сооружения. К счастью, комплекс был пуст (ярмарка завершила свою работу двумя неделями раньше), и обошлось без человеческих жертв. Учитывая, что Волга продолжала наступать на макарьевский берег, Александр I приказал перенести ярмарку в Нижний Новгород. Строительство нового ярмарочного комплекса заняло четыре года - 15 июля 1822 года Макарьевская ярмарка возобновилась, но уже в Нижнем; вскоре ее стали называть Нижегородской. Нижегородская ярмарка полностью восприняла дух, особенности и масштабы своей "родительницы".

Живописное и достаточно ироничное ее описание мы находим у Пушкина, в "Путешествии Евгения Онегина", не вошедшем в классический вариант пушкинского "романа в стихах". Вот эти строки:

Тоска, тоска! Он в Нижний хочет, В отчизну Минина. Пред ним Макарьев суетно хлопочет, Кипит обилием своим. Сюда жемчуг привез индеец, Поддельны вины европеец; Табун бракованных коней Пригнал заводчик из степей. Игрок привез свои колоды И горсть услужливых костей; Помещик - спелых дочерей, А дочки - прошлогодни моды. Всяк суетится, лжет за двух, И всюду меркантильный дух.

Во второй половине XIX века, после открытия Московско-Нижегородской железной дороги (она была пущена в 1862 году), Нижегородская ярмарка приобрела известность - буквально! - во всем мире. Она превосходила своими масштабами крупнейшие ярмарки (включая Лейпцигскую).

В 1918 году большевики, уверенные в скором построении коммунизма и исчезновении торговли, торжественно закрыли Нижегородскую ярмарку. В 1922-27 годах, во времена нэпа, она снова функционировала. Второе рождение ярмарки относится к 1990 году. Восстановит ли она свое прежнее мировое значение, покажет время.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекоменудем посмотреть:

Надвратная церковь-колокольня во имя трех святителей
Доподлинно неизвестно, существовала ли в Высоцком монастыре надвратная церковь в первые десятилетия его истории. Первые сведения о ней относятся к 1624 году, когда в обители отстраиваются каменные ворота, а над ними храм в честь святителе ...

Ранние этапы формирования культуры
Для того, что бы провести анализ роли языка в формировании культуры, нам необходимо подробнее изучить некоторые исторические аспекты. Мы не станем углубляться и рассматривать историю становления хорошо известным нам древних цивилизаций, а ...

Культурный архетип, менталитет и этнос
Культурные архетипы - это глубинные культурные установки «коллективного бессоз­нательного», с величайшим трудом поддающиеся изменениях Характерные черты культур­ных архетипов - устойчивость и неосознанность. Люди, как правило, не рефлекс ...