Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь

Информация » Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь

Страница 4

Сейчас в храме ведутся ремонтно-реставрационные работы, поэтому богослужения здесь временно не совершаются.

Церковь Архангела Михаила над Святыми вратами была выстроена около 1670 года. Очевидно, что в конце XVII века она имела несколько иной вид, чем в наши дни. Это хорошо заметно на иконе при. Макария, писанной знаменитым изографом Симоном Ушаковым в 1661 году. Здесь надвратная церковь изображена "об одной главе", с рядами кокошников, сужающимися от верхней границы стен к барабану купола. Впоследствии кокошники закрыли кровлей, а по углам устроили еще четыре небольшие главы. Эти изменения отражены уже в изображении монастыря, сделанном А.Г. Ухтомским в 1816 году. Именно таким - пятиглавым - предстает надвратный храм Макарьево-Желтоводской обители перед нынешними ее посетителями.

Внутри надвратная церковь очень светла и убрана довольно скромно. Стены побелены. Белизной и позолотой сияет маленький иконостас. Именно в этом храме, находится, кстати, уже упоминавшийся нами образ прп. Макария работы Симона Ушакова. Он помещен в особом киоте.

Шатровая колокольня Желтоводского монастыря, примыкающая с запада к трапезной палате, возводилась одновременно с Успенской церковью. Как и Троицкий собор, она является архитектурной доминантой монастырского комплекса, хорошо видной и с Волги, и от Макарьева.

По своему устройству колокольня весьма проста. Ее нижнюю часть составляют три яруса, поставленные один на другой. Над третьим глухим ярусом расположен граненый ярус звонов. Над ним - довольно высокий шатер с двумя рядами слуховых окошек.

Снаружи колокольня уже практически полностью отреставрирована, внутри работы еще ведутся. Постепенно формируется и новая звонница Желтоводского монастыря (старая была уничтожена в советские годы). Несколько лет назад для нее был отлит шеститонный колокол - один из самых больших в Нижегородской епархии.

Как водится, кельи и служебные строения Макарьево-Желтоводского монастыря долгое время оставались деревянными. Да и стены монастыря - что хорошо видно на иконе Ушакова - возводились в камне не вдруг. Крепостные укрепления строились в 1660-70-е годы, то есть как раз в то смутное время, когда по Волге "ходил" донской казак Стенька Разин. И одну из его осад монастырь выдержал. Правда, вторую - нет.

Стены монастыря, имеющие восемь метров в высоту и около 2,5 метров в ширину, образуют почти правильный квадрат со стороной около двухсот метров. Ближе к берегу построили и дополнительные укрепления - цепь стен и башен. Перед Святыми воротами было устроено еще особое предмостное укрепление. В XIX веке эти строения были уничтожены, Волга подступала вплотную к монастырю.

Интересна судьба башен южной стороны. Одна из них, расположенная восточнее монастырских ворот, была обращена в кельи. В другой в 1780-е годы устроили церковь во имя при. Григория Пелыпемского. Переделка башни под церковь, проводившаяся, как видно, без необходимых расчетов, чуть было не погубила ее. Тем не менее, башню с церковью удалось спасти.

На протяжении всего XIX века стены и внешние укрепления монастыря подвергались разрушительному воздействию волжских вод. Река постепенно приближалась к обители (а ведь, как мы помним, при. Макарий вообще основал монастырь не на берегу Волги, но впоследствии она изменила русло), с каждым паводком подступала к его стенам все ближе и ближе. В 1829 году обрушилась одна из башен западного сектора. Береговые укрепления оказались размыты.

После возобновления монастыря в качестве женского в 1882 году было предпринято укрепление прибрежного участка каменной отмосткой. Размеры обители в это время уже ограничивались собственно каменной монастырской стеной. Все внешние укрепления и постройки исчезли, разрушенные водой и временем.

В советские годы, когда на монастырской территории размещались учреждения, в задачи которых не входило поддержание исторических зданий в надлежащем виде, стены Желтовод-ской обители находились в аварийном состоянии. Относительно благополучно обстояло дело лишь с северо-восточной башней. Остальные имели трещины угрожающего размера. Надвратная церковь и некоторые башни не обвалились в эти годы только чудом. Надо полагать, лишь благодаря тому, что незадолго до революции в возобновленном монастыре совершались реставрационные работы, монастырскому ансамблю удалось так долго просуществовать во враждебной среде.

С конца 1940-х годов положение отчасти изменилось. В 1948 году случился особенно сильный паводок, повредивший каменный откос, устроенный в 1880-90-е годы. Это послужило своего рода "сигналом к действию". Стало понятно, что необходимо срочно принимать меры, иначе в скором времени можно лишиться ценнейшего памятника архитектуры и истории. Именно тогда были предприняты восстановительные работы. Однако в полной мере осуществить реставрацию стен и храмов обители не удавалось как из-за недостаточного финансирования, так и из-за того, что в конце 1960-х годов началось строительство Чебоксарской ГЭС. Если бы ее пустили на полную мощность и подняли уровень водохранилища до проектной отметки, все работы по восстановлению монастыря просто обессмыслились бы. Он все равно оказался бы в зоне затопления. Поэтому масштабная реставрации монастырских зданий и крепостных укреплений началась только с момента его передачи Церкви.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекоменудем посмотреть:

Мальчик - фотограф
Ясное, стойкое видение детства — одно из качеств, которым пламенно желают обладать зрелые художники. Лартиг, как фотограф, наделен этим видением, потому что начал снимать еще ребенком. Судя по первым фотографиям, его техническое мастерств ...

Саморефлексия медиа в фильмах ужасов 1990-х годов
В фильмах ужасов 1990-х гг. появляются специфические визуальные и нарративные приемы, в которых обыгрывается фантэзматический характер современной киновизуальности. Например, в фильме ф. Копполы «Дрзкула Брэма Стокера» (1992) есть обязате ...

Основные этапы развития первого театра на Руси
В условиях широких международных связей, осведомленность Киевской Руси о византийском театральном искусстве была вполне оправданной. Еще в 957 г. княгиня Ольга знакомится с театром в Константинополе. а в 1068 г. впервые упоминаются в лето ...