Развлекательная культура России

Информация » Развлекательная культура России

Музыка как средство смысловой организации звука составляет неотъемлемую сторону обрядов ритуальных богослужений.

Согласно мифами легендам многих народов музыка имеет божественное происхождение. Слово «музыка» в европейских языках происходит от названия греческих богинь – муз, ответственных за воспитание высших, божественных начал в человеке, которые всегда мыслились как начала разумные.

Музыкальная культура имеет богатую и древнюю историю. Исторические памятники, наскальные рисунки, музыкальные инструменты, найденные при раскопках, свидетельствуют о том, что музыка была неотъемлемой частью жизни народов еще в глубокой древности. Творцом и бережливым хранителем музыкальных ценностей был народ. Он донес до наших дней древнейшие образы песен, танцев, инструментальных пьес.

Музыкальный гений народа проявлял себя не только в фольклоре, но и в развитии музыки церковной и светской.

Особенно процветало хоровое пение. Великолепные хоры без сопровождения звучали не только в церквах, они исполнялись и в светских концертах.

Успешному развитию музыкальной культуры могла препятствовать политика социального и национального угнетения, которая проводилась правительством царской России. Но никакие трудности не могли погасить такое сильное стремление народов к созданию своего национального искусства.

Язык национального искусства – это, прежде всего мелодии, интонации, ритмы, которые веками шлифовали народные творцы.

Иерархия проникала во внутрь произведений изобразительного искусства, организовывала его художественное пространство, одним фигурам отводила передний план, другим – центральный, а другим совсем отдалённый (иногда даже фоновый). Лица фигур их позы и жесты, их одежды и символические предметы, которые их окружали, - всё это указывало на принцип их иерархического положения и соподчинения.

История народа, его сказания, предания, легенды, страницы героической борьбы за свободу и независимость оживали в первых классических образах профессиональной музыки.

От сюда можно сделать вывод что, все в большей степени, музыка гордо выступала на передний план.

«Вместе с тем её функция оставалась неизменной и в глазах того времени ни сколько не снижала её престижности. Таким образом, качество любой категории можно познать только по её отношению к категории более высокого порядка. И так, ступень за ступенью вплоть до неощутимого прикосновения к мистическому понятию Бога (мысль И.Канта)».[1]

«Объективными проекциями такого восхождения в церковной жизни был ритуал, а в придворной светской жизни – церемониал. В субъективно-психологическом плане каждый духовный шаг наверх воспринимался как индивидуальный или же общественный праздник». [2]

Возникновение у общества праздничного настроения вызывало к жизни функции и формы увеселения и развлечения.

В музыкальном искусстве России XVIII века музыкальные жанры функционировали в различных контекстах: в церковном православном ритуале, в придворном и мелкопоместным церемониале, в обстоятельствах интимно-личного, узкосемейного или же всенародно-общественного праздника, в условиях изысканных увеселений или же суетно-грубоватых развлечений.

Можно сказать о том, как в очень значительной понятийной устойчивости, так и в изумляющей разум функциональной изменчивости кардинальных для нашего очерка категорий возникает – «церемониал» и «праздник». Например, спонтанно возникший праздник порой становился традиционным из-за многократности его повторений, он обрастал ритуальными атрибутами, затем был признан и узаконен Высочайшим повелением или вводился в состав какого-то церемониала или сам превращался в церемониал. И наоборот – широко известный и распространенный повсюду церемониал начинал влиять на саму структуру человеческого мышления и сразу отображался в деталях самого интимного праздника, самого мелкого развлечения.

Неотъемлемым качеством музыки, являлось с гордостью выраженное чувство подданного великой Империи. И подобная «имперкость» мышления выражалась по разному. [3]

В ценностно-эстетической плоскости приоритет без всяких сомнений оставался за музыкой духовной. Традиция православного пения а acapella, насчитывавшая к XVIII веку несколько столетий своего существования, открыто объединилась в самом начале царствования Екатерины II с традициями западноевропейских певческих школ, что не смогло не вызвать редкостного по силе подъема русского хорового искусства. Стоит заметить, что ближе к XVII-XVIII веку появляются такие знаменитые музыкальные композиторы, как Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт и т.д., а к XIX веку широкую известность получили хоры таких композиторов, как Шебалина, Тормиса, Свиридова и т.д.

Следующим по значимости после хорового нужно назвать жанровый пласт сочинений для музыкального театра, в числе которых выделился жанр русской комической оперы.

Общее число театров Российской империи второй половины XVIII века, в которых ставились комические оперы, превышало 500. Среди этих театров были любительские, императорские, публично-коммерческие, а больше всего усадебно – крепостные.

Помимо категории «праздника» русская комическая опера также была неразрывно связана со знакомыми нам уже понятиями «ритуала» и «церемониала», но только уже по-новому.

Ритуал привносился в неё вместе со свадьбами, циклами девишника, гаданиями, циклами подлинных народных песен, гуляний в день Троицы и в ночь Ивана Купала.

Черты самобытности национальной оперной драматургии и многие конкретные драматургические идеи прямым образом восходят к народному ритуалу, который проникал в оперу с народными песнями как бы изнутри, а церемониал, в свою очередь, будто обволакивал оперу снаружи.

Чем ближе к императорскому двору находился театр по своему иерархическому положению, тем сильнее были выражены в его художественной практике и театральных обычаях тенденции церемониала.

Концертная жизнь в российских столицах практически не была отделена от театральной. Концерты не составляли самостоятельного годового сезона и давались преимущественно в дни Великого поста со сцен тех же театров.

Следующий по значимости вид музыкального искусства связан с личной жизнью купцов, дворян, мещан эпохи Просвещения – с жанрами салонного или домашнего музицирования в кругу друзей из горожан или же в обществе соседей по окрестным поместьям.

Русская крестьянская песня постепенно входила в дворянский быт, а западноевропейская оперная ария еще более уверенно утверждалась в мещанской и купеческой среде.

Застольных песен было очень много по их жанровым разновидностям. Они были галантными, уличными и духовно-возвышенными, о мужской дружбе и о любви к женщинам, да и вообще о чем угодно. Застольные песни при всей их внешней простоте, содержали в себе несколько примечательных качеств драматургического плана, которые обеспечивали очень большую популярность и поразительную силу внутреннего эмоционального воздействия.

В завершении, можно сказать о том, что музыка включает в себя такие элементы как: ритм, мелодию, гармонию, тембр, жанры. Именно из этого и складывается язык музыки. Она окружает человека с детства, и с ранних лет он привыкает связывать музыкальные впечатления с определёнными явлениями действительности. Колыбельная песня связывается с представлением о ночной тишине и покое, марш – с шествием, парадом, танец – с весёлым праздником. Вот так и закрепляются в нашем сознании первые, самые элементарные образы.

Рекоменудем посмотреть:

Связь культурологии с другими науками
Рассмотрим подробнее те науки, на базе которых формируется культурология и с которыми она тесно связана. Важное место в системе наук о культуре занимает философия культуры. Долгое время общетеоретические проблемы культуры разрабатывались ...

Дворцы и замки
Меншиковский дворец. Дворец сподвижника Петра I А. Д. Меншикова на Васильевском острове – одно из первых каменных жилых зданий Петербурга. Сравнительно хорошо сохранившееся до нашего времени, это здание является ценнейшим памятником гражд ...

Существенные особенности русской национальной культуры
Выделяют специфические черты русской культуры от древнейших времен до XX века: 1. Русская культура - понятие историческое и многогранное. Она включает в себя фак­ты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном развитии ...