Кризис морали. Чувственность. Мещанство

Информация » Россия между Востоком и Западом » Кризис морали. Чувственность. Мещанство

Страница 1

Напрямую с кризисом веры, рационализмом и индивидуализмом связан на Западе кризис морали. И это вполне закономерно: народ, отступивший от Бога Истинного, неизбежно бывает порабощен трем старым, как дьявол, идолам, трем основоположным страстям, о которых написано в Библии: похоть плоти, похоть очес (сребролюбие или любостяжание) и гордость житейская. Этим трем идолам Запад уже давно и открыто раболепствует и служит, и, кажется, безраздельно царствуют там дух плотской похоти, дух сребролюбия, дух самомнения и гордыни.

Оторвавшись от неба, Западу не оставалось ничего другого, как заняться исключительно землей. П.Сорокин в рамках своей периодизации исторической эволюции западного общества констатирует, что, уже, начиная с XVI века, на Западе возобладала сенситивная система ценностей сознания и культуры, в основе которой:

«лежит положение о том, что истинные действительность и ценности имеют чувственный характер: только то, что мы можем видеть, обонять слышать, осязать, воспринимать на вкус и ощущать посредством наших органов чувств, является действительным и ценностным. Вне сферы такой реальности и таких ценностей ничего не существует, или существует нечто, что мы не можем воспринимать и что поэтому является вымыслом, фантазией, фикцией или псевдореальностью и псевдоценностью».

Как видно, это есть, по сути, древнее дохристианское язычество, подмена Царства Небесного царством земным. Именно идея такой подмены лежит в основании современного западного мировоззрения.

Для иллюстрации этой мысли укажем на феномен т.н. «американской мечты», один из идеологов которой Дж. Чайнард, писал в 1970-е годы:

«Как состояние ума Америка существовала задолго до того как ее открыли. С самых ранних дней западной цивилизации люди мечтали о потерянном Рае, о Золотом веке, где было бы изобилие, не было бы войн и изнурительного труда. С первыми сведениями о Новом Свете возникло ощущение, что эти мечты и стремления становятся фактом, географической реальностью, открывающей неограниченные возможности».

Совершенно очевидно из этих слов, что под словом «рай» автор понимает чисто земные реалии – материальное изобилие и проч., вопрос же о возможности существования еще какого-то другого Рая, кроме земного и материального, вообще не ставится. При всем при этом американцы – от отцов-основателей XVII века и до наших дней - твердо верили и верят в свою мессианскую роль, в свою богоизбранность. Они твердо убеждены, что именно им предназначено вести человечество в такой рай.

Так, например, еще в решении, принятом в 1640 г. Ассамблеей Новой Англии, говорилось:

« 1. Земля и все, что к ней относится, Божьи (принято).

2. Бог может отдать землю или любую ее часть своему избранному народу (принято).

3. Его избранным народом являемся мы (принято)».

Президент Америки Т. Джефферсон в 1805 г. в послании к народу заявил:

«Бог вел наших предков так, как некогда израильтян».

Классик американской литературы Г. Мелвилл (1819-1891) писал:

«Мы, американцы, - избранный народ… Израиль нашего времени».

Президент Р.Рейган в 1981-82 гг.:

«Бог поручил Америке страждущее человечество».

«Соединенные Штаты остаются золотой надеждой человечества».

«Сфера нашей ответственности как великого народа охватывает весь мир».

Таким образом, американцы считают себя призванными распространить идеал своей мечты, своего чувственного рая на весь мир. Хотя Америка в известном смысле и противопоставляла всегда себя Европе и дистанцировалась от нее, считая себя новой, свежей, здоровой струей в истории, однако на деле и эта струя, хотя и молодая, и полная сил, нисколько не возвысилась над землей в своем развитии, но еще более погрязла в материальности, чем Старый Свет.

О материальности и мещанстве Запада очень много высказывались русские писатели, начиная с ранних славянофилов. Так, еще И.В.Киреевский указывал на то, что

«… при всем блеске, при всех удобствах наружных усовершенствований жизни самая жизнь лишена была своего существенного смысла».

Писали об этом даже и западники, например, А.И.Герцен в «Былом и думах»:

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Древнекиевская литература
Общий подъем Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Эта литература ...

Принципы издания, состав и структура серии «былины»
Былинный эпос как выражение художественного гения русского народа — выдающийся памятник общечеловеческой культуры. Входя в восточнославянское культурно-этническое ядро, выступая хранителем древнейшего эпического наследия, былины соединяю ...

Морфологическая характеристика средневековой культуры
Эпоха средневековья длилась почти тысячу лет, за это время средневековое общество по-разному изменяло культуру, придавая ей уникальность и неповторимость. В эпоху развитого средневековья главенствующую роль играла христианская Церковь, ко ...