Кризис морали. Чувственность. Мещанство

Информация » Россия между Востоком и Западом » Кризис морали. Чувственность. Мещанство

Страница 2

«С одной стороны, мещане-собственники, упорно отказывающиеся поступиться своими монополиями, с другой – неимущие мещане, которые хотят вырвать из их рук их достояние, но не имеют силы, т.е., с одной стороны, скупость, с другой – зависть».

Эти две стороны, по Герцену, ведут яростную парламентскую борьбу, в результате которой победители переходят со стороны зависти на сторону скупости.

А вот слова Ф.М.Достоевского (который вообще хорошо относился к Европе и любил ее, однако и его поражала западная бездуховность и мещанство):

«О если бы Вы понятие имели, - писал он Майкову в 1868 г., - об гадости жить за границей на месте, о бесчестности, низости, невероятной глупости и неразвитости швейцарцев…. Я ужасаюсь, я захохотал бы в глаза, если бы мне сказали это прежде про европейцев».

Он же писал о немцах такие строки:

«Германия – изживший свои силы народ – ибо после такого духа, после такой науки – ввериться идее меча, крови, насилия и даже не подозревать, что есть дух и торжество духа, и смеяться над этим с капральской грубостью! Нет – это мертвый народ и без будущности».

И еще, тоже Майкову:

«Если бы Вы знали, какое кровное отвращение, до ненависти, возбудила во мне к себе Европа за эти четыре года. Господи, какие у нас предрассудки насчет Европы…».

Достоевскому вторит К.Леонтьев:

«О, тучная, усыренная кровью гора всемирной истории. С конца прошлого века ты мучаешься новыми родами. И из страдальческих недр твоих рождается мышь. Рождается самодовольная карикатура на прежних людей: средний рациональный европеец в своей смешной одежде, с умом мелким и самообольщенным, со своей ползучей по праху земному практической благонамеренностью… Возможно ли любить такое человечество? Не следует ли ненавидеть – не самих людей, заблудших и глупых, а такое будущее их всеми силами даже и христианской души?». И мыслители ХХ века придерживались по данному вопросу точно такой же точки зрения.

«Европа, - пишет В.Розанов, - есть континент испорченной крови».

И в другом месте:

«Европа есть континент упавшей души и опавших крыльев. Мы говорим, конечно, об индивидууме, ибо машина европейская идет ходко».

Бердяев с Розановым полностью солидарен:

«Дух цивилизации – мещанский дух; цивилизация Европы и Америки создала индустриально-капиталистическую систему, которая является истребителем духа вечности, духа святынь; капиталистическая цивилизация новейших времен убивала Бога, она была самой безбожной цивилизацией… в цивилизации начинают обнаруживаться процессы варваризации, огрубения»

Слова И.Ильина:

«Современный» человек есть трезвый, плоский и самодовольный утилитарист, служитель пользы, идеолог полезности, лишенный органа для всего высшего и духовного, не постигающий никакого «третьего» измерения: он пошл в высшем, религиозном смысле этого слова и нравится себе в таком состоянии. Он пошл без всякого «надрыва» и покаяния и склонен к нападению на все непошлое. И потому его культура пошла и формальна, как он сам».

Страницы: 1 2 

Рекоменудем посмотреть:

Общество: многомерность социального
Здесь перед нами встает вопрос: насколько общество, «воспитательная среда» в состоянии содействовать или препятствовать развитию такой гармоничной, «самоактуализирующейся» личности? Насколько индивид способен преодолеть негативное влияние ...

Особенности преподавания декоративно-прикладного искусства в школьном кружке
В общем ряду пластических искусств декоративно-прикладное наиболее приближено к человеку, тесно связано с его жизнедеятельностью. Мебель, посуда, одежда, утварь . Каждая вещь занимает определенное место не только в созданной человеком про ...

Северные монастыри России
Православные монастыри не только объекты паломнического туризма. Без монастырей невозможно понять российскую историю, они выступают носителями традиций православной культуры, развивавшейся на протяжении тысячелетий. Поэтому монастыри явля ...