Религия в эпоху эллинизма

Существованию каждой религии отмерен свой срок. За рождением богов с неизменностью законов природы следует смерть, а если происходит возрождение культа с теми же именами, то это по существу уже новые боги. Кризис эллинской религии совпадает с кризисом полиса, точнее с ее последней фазой, начавшимися завоеваниями Александра Македонского. Исчезает препятствие к объединению Запада и Востока, которые находятся под властью единого монарха, ситуации идет к тому, что создается всемирная империя. Но империя оказалась недолговечной.

Некоторые старые культы возрождаются в связи с изменением их функций. Упадок традиционных верований приводит к широкому проникновению в Элладу иноземных культов. Нахлынуло множество богов-пришельцев, так же как и на Востоке появилось множество храмов эллинских богов. При этом новые боги у эллинов настолько вошли в моду, что настала пора затмения и оттеснения старых. «Малоазийский культ бога Сераписа утвердился в Египте, где греки стали отождествлять нового бога с Зевсом и Асклепием. Египетскую богиню Исиду стали называть Деметрой. В Пергаме официальным культом стал фригийский культ Кибелы – Матери земли, который в глазах греческого населения был продолжением культа Афродиты» (Куманецкий, 149).

Введение новых богов, культ которых не становился государственным, сопровождался созданием в полюсах религиозных общин. Так, появились общины почитания Митры, Адониса. В них допускались не только гражданские полюсы, но и чужестранцы и рабы, пользовавшиеся на общинном собрании почитателей богов правом голоса. Все элинизированные восточные религиозные культы носили характер мистический и экстатический.

Подобные культы были распространены в связи со стремлениями человека обрести духовную свободу, за неимением реальной, так как греки находились под властью монарха, Александра Македонского. К тому времени, когда Греция стала римской провинцией, во всей империи. В ее культуре, литературе и религии, стала господствовать одна эллинистически-римская культура, причем в области религии и дальше сохранялся синкретизм, в котором смешивались традиционные культы с восточными. Стремление к универсализму религии, к отказу от индивидуализированных божеств появилось в строительстве так называемых пантеонов – храмов, посвященных всем богам сразу. Таким был, скажем, знаменитый Пантеон в Александрии Египетской.

Таким образом, религия древней Греции прошла сложный путь развития, претерпела много влияний извне. Она начала с первобытной религии, далее был создан свой пантеон богов, которые имели антропоморфный характер. Постепенно религия оттеснилась философией, она потеряла смысл, и поклонения богам стало добровольной формой деятельности. С неуверенным положением греков, приходом императора, было связано принятие восточных мистических культов. Также можно согласиться с Нильссоном в том, что греческую религию можно изучать в двух направлениях: через литературу, которая была скорее создана верхушкой общества и через то, что было ближе народу, занимающемуся сельскохозяйственными работами. Как и в любом другом процессе, мы находим двойственность.

Рекоменудем посмотреть:

Письменность и язык
Величайшим достижением греческой культуры архаической эпохи стало создание алфавитного письма. Преобразовав финикийскую слоговую систему, греки создали простой способ фиксации информации. Для того чтобы научиться писать и считать, теперь ...

Интенция
Согласно психологическому словарю, данное слово обозначает направленность сознания, мышления, воображения на какой - либо объект. А в качестве вполне корректного приёма убеждения выступает, во- первых, сам процесс нацеливания собеседника ...

Античная культура, ее основные черты и особенности
Античная культура строится вокруг самостоятельного города-государства. Эта исходная форма обозначалась в греческом языке словом полис, в латинском, первое из этих слов переводится как город, второе как гражданская община. Полис (община) б ...