Речевые приемы доказательства в монологической речи

Информация » Речевые приемы доказательства в монологической речи

Страница 4

2) Термин сравнения должен выявлять не любой (случайный), а сущностный, важный, характерный признак сравниваемых объектов. Нужно учиться находить и выделять главное.

3) От того, где вы будете искать объект сравнения (то, с чем сравниваете), во многом зависит оценка вами предмета речи. Здесь возможно: а) улучшение (проявление положительной оценки), если вы находите объект сравнения среди заведомо «хороших» явлений (например, мечту сравниваете с птицей) и б) ухудшение - объект сравнения выбирается из ряда «отрицательных» явлений: мечту называют мыльным пузырем.

4) Метафора нужна свежая, творческая.

5) Сравнение и метафора могут быть краткими- образ только намечен, назван; иногда прибегают к развитию метафоры или сравнения, получая развернутый самостоятельный текст.

2. Эпитет. В узком понимании эпитет-это образное определение, выраженное метафорическим прилагательным. текст, насыщенный эпитетами, очень изобретателен и выразителен.

3. Гипербола (преувеличение)- количественное усиление интенсивности, свойств, особенностей поведения и т. п. «Свобода!- издателей и кинопродюсеров отравлять молодое поколение растительной мерзостью» ( А. И. Солженицин)

4. Сравнение-это уподобление изображаемого предмета, явления другому предмету, явлению на основе общего признака с целью выявить в объекте сравнения новые, важные свойства.

5. Антитеза-противопоставление образов и понятий, которые на фоне друг друга лучше выявляют свою специфику: «рассказы о нем (В.И.Малышеве) надо всячески фиксировать, но рассказывать о нем как о мертвом может быть еще рано; мы все его хорошо помним живым и очень чувствительным ко всякой фальши» (Д.С.Лихачев)

6. Подхват-повторение в начале следующей конструкции слов, стоящих в конце предшествующей конструкции. Этим достигается актуализация, усиление смысла повторяемого слова и всей конструкции в целом: «Народное образование в стране загнано в угол. Загнано обилием накопившихся проблем, противоречий…» («Юность», 1998).

7. Градация-всякая цепь элементов с постепенным нарастанием значимости: «Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь» (М.Волошин)

8. Риторический вопрос- предложение, по форме построенное как вопросительное, но по цели высказывания являющееся повествовательным. Риторический вопрос не требует ответа. «О, бессмертные боги! В какой стране мы находимся? Что за государство у нас? В каком городе мы живем?» (Цицерон)

9. Вопросно-ответное единство- способ диалогизации текста. Информация, оформленная в виде вопросно-ответного единства, актуализируется: «В чем заключалась красота его научного мировоззрения? В его научном методе, научном подходе к проблемам всегда ощущалось нравственное начало» (Д.С.Лихачев).

10. Повтор. Несмотря на внешнюю простоту, повтор является очень мощным и агрессивным воздействующим средством. Обычно он используется в соединении с другими приемами. «Поэтому пусть удаляться бесчестные, пусть они отделятся от честных, наконец, пусть их от нас отделит городская стена!» (Цицерон).

11.Синтаксический параллелизм. При этом приеме два или более стоящих рядом отрезка текста имеют тождественное синтаксическое строение, благодаря чему они выделяются на общем фоне текста: «Он был красив своим отношением к людям, своей манерой поведения, но он был красив и своими научными взглядами, своим научным мировоззрением»( Д.С.Лихачев)

12. Каламбур-это игра словами, прием. при котором многозначное слово воспринимается одновременно в прямом и переносном значении: «Весна хоть кого с ума сведет: лед- и тот тронулся» (Э.Кроткий).

Словесная игра, основанная на столкновении в тексте различных значений многозначных слов, может придать речи форму парадокса, т.е. высказывания, смысл которого расходится с общепринятым, противоречит логике (иногда только внешне). Например: «Единица-вздор, единица-ноль!» (В.Маяковский)

Публичное выступление должно быть хорошо организовано в звуковом отношении. Чтобы речь звучала убедительно, оратор должен говорить выразительно и иметь хорошую дикцию. Дикция определяется как степень отчетливого произношения слов и слогов в речи. человек с плохой дикцией заставляет слушателей пропускать мимо ушей часть воспринимаемой информации, либо переспрашивать много раз. Поэтому, чтобы сделать речь убедительной, доказательной необходима выработка голоса и постановка правильной дикции.

Звучность- это качество речи, которое связано с выразительностью, с фразовым (логическим) ударением.

Четкость в произношении во многом зависит и от его темпа, т.е. от скорости речи. Эта скорость может быть различной в зависимости от содержания выступления и характера самого выступающего. Чаще всего выступающие на публике люди склонны убыстрять темп. Это случается от робости, от излишнего волнения, от невнимания к слушателям (лишь бы поскорее закончить выступление, «отделаться»). Другая крайность- вялость речи, которая обычно свойственна медлительным, замкнутым людям. Они долго раскачиваются. чтобы продолжить мысль. найти нужные слова. Слушающие при этом не только теряют нить рассуждений, внимание к содержанию речи, но и терпение. В результате возникает апатия к происходящему вокруг.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекоменудем посмотреть:

Свадебные традиции и обычаи народов мира
Независимо от того, в какой точке мира играют свадьбу и к какой национальности принадлежат молодожены, свадьба будет самым радостным, ярким и запоминающимся событием в их жизни. И все-таки – сколько стран и народов, столько существует сва ...

Сентименталистский портрет
К концу XVIII века, примерно с середины 80-х годов, в русском искусстве усиливались признаки формирования новых представлений о человеческой личности. В портрете это сказывалось прежде всего в поисках более тонких средств передачи не одни ...

Русская культура XVIII века
XVIII век - новый этап в истории России и в развитии русской культуры. Изменения в области культуры во многом были обусловлены социально-экономическими и политическими изменениями - прежде всего вызреванием в недрах феодализма капиталисти ...