Церковь всех святых

Страница 1

Этот храм весьма примечателен как своим внешним видом, так и расположением. А еще и ролью в истории обители - Всехсвятская церковь была построена в 1896 году, став последней храмовой постройкой Высоцкого монастыря. С тех пор и до настоящего времени новые храмы в обители не возводились, производилась только реставрация уже существующих.

Церковь Всех Святых была отстроена на средства потомственного серпуховского предпринимателя Николая Коншина, знаменитый род которого уходил своими корнями в далекий XVI век. Храм задумывался в качестве усыпальницы Коншиных. Автором проекта выступил не менее знаменитый представитель русского зодчества конца XIX - начала XX веков, архитектор Роман Иванович Клейн, создатель здания Музея изобразительных искусств им.А.С. Пушкина, Бородинского моста в Москве и других известных сооружений. Всехсвятская церковь возведена за пределами монастырских стен, по улице Калужской, на месте монастырского кладбища. Она представляет собой пример стилизации с применением элементов византийской и романской архитектуры. (Эклектичность, преимущественно в стиле модернизированной классики, была фирменным почерком архитектора Клейна) Квадратный в плане кирпичный храм на высоком подклете был увенчан декоративным шатром и с трех сторон окружен открытой галереей, на которую вели две лестницы. На вершине шатра первоначально возвышался массивный каменный крест. Собственно, нижний ее этаж предназначался для семейной усыпальницы храмоздателя, на втором находилось пространство храма. Внутри церкви был возведен низкий белый мраморный иконостас в византийском стиле. Иконы для него писал живописец Дикарев. Стены церкви были расписаны иконописцем Копьевым. В настоящее время храм находится на реставрации.

Хорошо известно, что Романовы, пришедшие к власти в Русском государстве в период кровопролитной Смуты, очень боялись повторения подобных событий. Неспокойный и бунташный XVII век еще больше подогревал их опасения. Яркий пример героической полуторагодичной защиты Троице-Сергиевой Лавры доказал, что монастыри могут быть неприступными оплотами обороны даже в самых сложных обстоятельствах. Поэтому первые Романовы уделяли большое внимание крепостному монастырскому строительству. Мощные стены с башнями окружили в XVII столетии многие русские монастыри во всех концах необъятной страны. Обители, предназначенные для того, чтобы славить Господа, в нужный момент могли стать хорошо укрепленными, вооруженными до зубов крепостями.

Решение о строительстве каменных стен вокруг Высоцкого монастыря было принято в окружении царя Алексея Михайловича, второго государя из династии Романовых. Помимо общегосударственных стратегических целей, за этим решением стояла практическая необходимость. Несмотря на продвижение России на юг, центральные уезды страны все еще не были в безопасности - крымские татары продолжали опустошительные набеги.

Стены Высоцкого монастыря представляли в плане неправильный четырехугольник, сжатый с юго-востока и северо-запада. По углам располагались четыре башни. Существовала и пятая - полубашня, находившаяся в середине северного прясла стены. Общая протяженность стен составляла 510 метров. Нижние их части сложены в комбинированной технике с преобладанием в кладке белого камин, остальные - целиком из красного кирпича. Стены были достаточно мощным оборонительным сооружением, выстроенным с расчетом на использование крепостной артиллерии и способным выдерживать серьезную осаду. Они имели три яруса боя: подошвенный, средний и верхний. Угловые многогранные башни, как и стены, сложены из белого камня с кирпичными вкраплениями в нижней части, а в верхней - из болыпемерного кирпича. Поскольку башни являются важнейшими составляющими в деле обороны, им уделялось особое внимание. Они построены значительно выступающими зa плоскость стен, что позволяло вести фланговую стрельбу и затрудняло приближение противника на близкое расстояние. Башни были узловыми элементами всей укрепленной системы, соединявшими стены в единое целое.

Многие монастыри в определенные периоды истории становились местами ссылки неугодных или даже больше того - настоящими тюрьмами. Тем больше шансов было у той или иной обители превратиться в тюрьму, чем серьезнее она была укреплена.11с избежал подобной участи и Высоцкий монастырь. В XVII-XVIII веках в монастырских башнях томились государственные преступники; некоторые из них содержались "в железах", т.е. в оковах. В советский период большая часть монастырских стен была разрушена. Последовательные работы по их восстановлению начались в 2004 году. В 2005 году были заново выстроены две башни и северо западная часть стены.

Страницы: 1 2 3

Рекоменудем посмотреть:

Фёдор Шубин
Родился 28 мая 1740 г. в одной из деревень Двинского уезда Куростровской волости Архангельской губернии. Его отец – И.А. Шубной, черносошный (государственный) крестьянин, по преданию, обучал грамоте Михайлу Ломоносова. Дружеские и добросо ...

Псковская иконопись
Свое ярко выраженное лицо имеет псковская иконопись. Манера письма широкая и энергичная, с неравномерным распределением цветовых пятен. Рисунок неточный, но всегда выразительный. Колорит густой и скорее сумрачный, с преобладанием изумрудн ...

Материалы для изготовления скульптур
Важен и сложен вопрос выбора материала для скульптуры, связь материала с содержанием и формой, допустимость перевода одного и того же произведения в различные материалы. Создавая скульптурное произведение, мастер мыслит его в определенном ...