Речевые приемы доказательства в монологической речи

Информация » Речевые приемы доказательства в монологической речи

Страница 3

2) Если речь агитирующая, обратите внимание на то, чтобы конкретно указать, каких именно действий вы ждете от слушателей, когда и в какой форме эти действия должны быть совершены.

3) И убеждающая, и агитирующая речь, как правило, заканчиваются призывом к аудитории. В убеждающей речи это призыв следовать сформированным в ходе слушания речи убеждениям. В агитационной - призыв к определенным и конкретным реальным действиям. В последнем случае, чтобы воздействовать на публику в нужном направлении и сделать это с пользой для себя, эффективно, оратор должен уметь верно оценить ситуацию и психологию слушателей. Чтобы призывать аудиторию продемонстрировать «поддержку делом» сразу же после речи, нужно иметь для этого достаточные основания: поступая так, оратор должен быть уверен, что его поддержит большинство, а меньшинство, соответственно, поймет, что «расклад» неблагоприятен. Иначе призыв окажется не только бессмысленным, но и вредным для престижа оратора- тот рискует «потерять лицо».

4) И последнее. Заключение обязательно должно быть оптимистичным, должно выполняться на «подъеме», создавая такой же подъем у публики.

В любом публичном выступлении наряду с композиционно-логическим аспектом исключительную важность имеет содержательная сторона процесса изложения, лексические и синтаксические особенности, эстетические качества речи, а также ее звуковая организация.

Поскольку устная речь необратима, говорящий должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с первого раза, воспринималась слушателями. Обязанности выступающего- свести к минимуму затруднения при восприятии речи. При этом прежде всего следует иметь ввиду некоторые синтаксические и лексические особенности.

1) Простые предложения и части сложных предложений не должны быть чрезмерно длинными.

2) Более легко воспринимаются такие типы конструкций, которые тяготеют к сфере разговорной речи, имеют разговорную интонацию. Длинные предложения, т. е. значительно распространенные и осложненные причастными и деепричастными оборотами. вставными конструкциями затрудняют восприятие, поэтому они неприемлемы для ораторского воздействующего выступления.

3) Нежелательно употреблять конструкции страдательного залога. Их естественная сфера функционирования- официально-деловой стиль, тексты, рассчитанные прежде всего на передачу и сохранение информации, а не на воздействие.

4) Восприятие устной речи зачастую осложняется использованием отглагольных существительных, заканчивающихся на –ние, -тие, (например, расширение, принятие и т. п.). Считается, что вместо них лучше использовать глаголы (расширить, принять).

5) При подготовке к выступлению нельзя также злоупотреблять использованием специальных терминов.

Таким образом, готовясь к выступлению, мы должны позаботиться об убедительной содержательной разработке темы, о ее хорошем информационном обеспечении. Речевое оформление выступления должно обеспечивать постоянный контакт с аудиторией и способствовать быстрому и надежному усвоению содержания.

Доказательность и убедительность речи во многом зависят от ее эстетических качеств. Хорошее выступление- выступление целое в ритмико-интонационном отношении. В то же время внутри этого единого целого должно быть разнообразие. Монотонность притупляет внимание, однообразие ритма и интонации отрицательно сказываются на восприятии. Поэтому хорошая воздействующая речь выдержана в определенной стилевой манере от начала и до конца. В то же время единая стилевая манера предполагает элементы разнообразия: увеличение или замедление темпа, разнообразные интонационные контуры. Поэтому написанные при подготовке отрезки текста следует обязательно прочитывать вслух, по крайней мере - проговаривать « про себя». Именно интонация, ритм речи подскажут, где ограничить объем конструкции или, наоборот, увеличить его, где переставить слова и т. п.

Важнейшим качеством публичной речи является выразительность. Воздействующая сила выступления увеличивается, если оратор использует разнообразные изобразительно-выразительные средства. Они обращены к миру эмоций и чувств слушающих, и это способствует установлению более тесного контакта с аудиторией. Приведем наиболее распространенные изобразительно-выразительные средства, используемые в публичной речи.

1.

Метафора представляет собой перенос свойств одного предмета (явления, аспекта действительности) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. Для использования в качестве метафоры пригодны слова с предметным значением, т.е. с таким значением, определить которое можно, указав на соответствующий предмет, звук, запах и любой другой чувственно воспринимаемый элемент окружающего мира.

Чтобы научиться использовать метафору, нужно понять как самому ее «сделать». Есть некоторые правила, следуя которым можно получить выразительную метафору или сравнение.

1) Члены сравнения (сравниваемые предметы или явления) должны быть разнородны, далеки друг от друга. Никто не скажет: этот дуб, как вяз, эта рыба, как щука (П. Сергеич). Напротив, удачна, например, такая метафора: сосны подняли в небо свои золотистые свечи (М. Горький).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекоменудем посмотреть:

Культура народа Саха в якутских кинофильмах
С первых самостоятельных шагов кинематограф Якутии делает попытки создания своего собственного неповторимого облика, отражающего культуру и мировоззрение якутов. Якутские режиссеры, работая в разных направлениях и жанрах, одинаково стремя ...

Развитие образования в Месопотамии
Основой любой древней культуры является письменность. Именно с зарождением и развитием письменности можно связать необходимость появления образования вообще. Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появляетс ...

Мир художественных образов в творчестве французских вагантов
Художественный образ-это всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически взаимодействующих объектов. Ваганты жили среди народа. По ...