Язык и речь

Страница 1

Прежде всего, полезно выяснить, имеем ли мы в виду именно речь в отличие от языка в тех случаях, когда говорим о культуре речи. Это тем более необходимо, что осуществляются попытки различать культуру языка и культуру речи, и эти по­пытки небеспочвенны.

Хорошо известно, что проблема единства и разли­чия языка и речи — одна из сложнейших теоретических проблем, и она во всем своем объеме должна осмыс­ливаться в курсе «Общее языкознание» и в спе­циальных теоретических работах. Но автор обязан, очевидно, договориться с читателями о том понима­нии языка и речи, которое используется в обосновании и построении теории и описания культуры речи.

Термины и понятия «язык» и «речь» тесно связаны и взаимодействуют с терминами и понятиями «рече­вая деятельность», «текст», «содержание (смысл) тек­ста». Поэтому желательно рассматривать язык и речь не только в соотношении друг с другом, но и в соот­ношении с речевой деятельностью, текстом и смыслом текста.

Примем следующие определения:

· язык— знаковый механизм общения; совокуп­ность и система знаковых единиц общения в отвле­чении от многообразия конкретных высказываний отдельных людей;

· речь—последовательность знаков языка, органи­зованная по его законам и в соответствии с потребно­стями выражаемой информации;

· речевая деятельность— совокупность пси­хофизиологических работ человеческого организма, необходимых для построения речи;

· текст—словесное, устное или письменное произ­ведение, представляющее собой единство некоторого более или менее завершенного содержания (смысла) и речи, формирующей и выражающей это содержание;

· смысл текста— конкретная информация (логи­ческая, эмоциональная, эстетическая и иная), выражен­ная речью и при ее участии сформированная в созна­нии человека.

Видимо, из различения и определения этих терми­нов и понятий следует, что можно (и нужно!) говорить не только о культуре речи, но и о культуре языка. Культура языка окажется не чем иным, как степенью развития и богатства его лексики и синтаксиса, отто­ченностью его семантики, многообразием и гибкостью его интонации и т. д. Культура речи — это, как было сказано ранее, совокупность и система ее коммуника­тивных качеств, а совершенство каждого из них будет находиться в зависимости от разных условий, в число которых войдут и культура языка, и незатрудненность речевой деятельности, и смысловые задания, и возмож­ности текста.

Чем богаче система языка, тем больше возможно­стей варьировать речевые структуры, обеспечивая наилучшие условия коммуникативного речевого воз­действия. Чем обширнее и свободнее речевые навыки человека, тем лучше, при прочих равных условиях, он «отделывает» свою речь, ее коммуникативные каче­ства — правильность, точность, выразительность и др. Чем богаче и сложнее смысловые задания текста, тем большие требования он предъявляет к речи, и, откли­каясь на эти требования, речь приобретает большую сложность, гибкость и многообразие.

Можно рассмотреть и еще один терминологиче­ский вопрос: одинаковы или различны по своей поня­тийной сути термины «смысл текста» и «семантика языковых знаков»? Ведь, казалось бы, если смысл тек­ста выражается знаками языка, организованными в ре­чевые последовательности, то между ним, смыслом, и семантикой этих знаков исчезает различие. Однако мы допустили бы большую ошибку, если бы отожде­ствили смысл текста и семантику знаков языка, вошед­ших в речевые структуры, выражающие этот смысл.

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Как оживала древняя игрушка
Но и тогда, в 70-е годы, чернышинская игрушка не стала открытием для новосильцев. Новосиль еще долго «дремал», пока не появилась у нас в городе Наталья Николаевна Фролова. Она закончила худграф Орловского пединститута. Всю литературу проч ...

Готика
Готика — период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепен ...

Развитие Театр на Таганке с приходом Юрия Любимова
Первый режиссерский опыт Ю. Любимова относится к 1959 году: на вахтанговской сцене он поставил пьесу А. Галича «Много ли человеку надо». Два года Ю. Любимов посещает семинары любимого ученика К.С. Станиславского, актера и режиссера М. Кед ...