Портрет эпохи Республики

Информация » Римский скульптурный портрет » Портрет эпохи Республики

Римский скульптурный портрет как самостоятельное и своеобразное художественное явление четко прослеживается с начала I века до н.э. — периода Римской Республики. К этому времени Древний Рим окончательно укрепился как могущественное государство. Несмотря на то, что хронологически этот период начинается с VI в. до н.э., при рассмотрении портретного искусства возможно оперировать только памятниками начиная с I в. до н.э., т.к. ранних произведений не сохранилось, да и поздние крайне немногочисленны по сравнению с работами периода Империи.

Характерная черта портретов этого периода- крайний натурализм и правдоподобие в передаче черт лица того, что отличает конкретную личность от любого другого человека. Эти тенденции восходят к этрусскому искусству. Важной причиной того, что эти аспекты позднее усилились, стал переломный период римской истории, когда отдельные персоны стали играть значительную роль, а Республика сменилась диктатурой. Веризм- термин, который употребляют в отношении реализма, переходящего в натурализм, свойственного римским портретам конца Республики (1-я пол. и сер. Iв. до н.э.). Это максимальный всплеск натурализма в римском портрете; многочисленны правдивые портреты стариков, часто уродливых (на их основе сложилась теория о происхождении портрета от восковых масок умерших предков).

Характерные психологические черты портрета периода Республики: "внешнее сходство изваяния с оригиналом и особенная внутренняя настроенность, сближавшая все образы, делавшая их похожими друг на друга, а также замкнутость, самостоятельность и погруженность в мир личных чувств и переживаний".

Тем не менее, стиль портрета I века до н.э. еще не стал однородным, происходили поиски. Некоторые исследователи выделили значительное число различных групп и направлений (до 20); все же гораздо более традиционно разделение на две основные линии:

· Староримское (веристическое)- продолжение традиций этрусской и раннеиталийской пластики, с максимальной точностью визуальных черт (примеры: погребальная скульптура- надгробные статуи и рельефы с бюстами покойных в нишах; иконография тогатуса. Сухой, линейно-графический стиль.

· Эллинизирующее- в период поздней Республики (c 1-й пол. Iв. до н.э.) портрет начинает испытывать влияние греческого эллинистического искусства. От этого в нем появляется интерес к внутреннему миру человека. Живописно-патетический стиль, интересующий более культурные слои. Более сложная техника— мастерство обработки мрамора, блестящая живописная лепка форм.

Затем, в 60-х годах до н.э. обе линии сливаются, причем старая черта- максимальная точность, сохраняется. Эта объективность в передаче точности- характерная черта римского портрета, которая будет сохраняться в нем до конца. Портрет начинает испытывать влияние греческого эллинистического искусства, и от этого в нем появляется интерес к внутреннему миру человека, в то время как старая черта- максимальная точность, сохраняется. Эта объективность в передаче точности- характерная черта римского портрета, которая будет сохраняться в нем до конца.

памятники:

староримское направление:

· Надгробие Рупилиев. Староримское направление. Известняк. Первая половина Iв. до н.э. Рим, Капитолийский музей.

· Надгробие супружеской четы с Виа Статилиа. Верическое направление. Известняк. Iв. до н.э. Рим, дворец Консерваторов

эллинизирующее направление:

· Статуя полководца из Тиволи. Эллинизирующее направление. Мрамор. 2-я четверть Iв. до н.э. Рим, Национальный музей

· Голова старика, Копенгагенская глиптотека

· Голова старика из Озимо

Рекоменудем посмотреть: