Новая роль библиотек в информационной инфраструктуре общества

Информация » Роль библиотек в обществе » Новая роль библиотек в информационной инфраструктуре общества

Страница 1

Современную эпоху характеризует новая роль информации, которая ранее приходила человеку через книги, журналы и другие печатные материалы, а теперь и через аудио- и видеозаписи, микрофильмы, лазерные диски, CD-ROM и Интернет. Информация предопределяет качество жизни, как отдельных индивидуумов, так и целых сообществ. Информация является жизненной необходимостью, но когда она поступает в чрезмерном и нерегулярном режиме, она становится деструктивной силой. Верна ли эта тенденция мирового информационного развития для нашей страны? И да, и нет. С одной стороны, мы становимся все более открытыми для всевозможных информационных потоков, с другой, ощущаем ограниченные возможности в освоении информационного пространства из-за экономических проблем. Как бы то ни было общая тенденция всеобъемлющего умножения информации едина.

При таком развитии событий мы столкнемся и уже сталкиваемся с состоянием беспокойства человека при огромном разнообразии информационных ресурсов. И только одна группа людей осознает всю важность этой проблемы. Именно библиотекари испокон веков занимались собиранием, организацией и распространением записанных знаний. Немногие профессии посвящены благородной идеи содействия человеку в поиске знаний и информации. Главной целью библиотек была и есть удовлетворение информационных потребностей общества. Чтобы следовать в современных условиях всевозрастающим информационным потребностям, чтобы быть востребованными обществом библиотеки могут и должны развивать свои информационные ресурсы и службы. Роль библиотек приобретает и социальный смысл, когда мы говорим об этом исторически сложившемся демократическом институте, обеспечивающем, как правило, бесплатный доступ к информации любого гражданина независимо от его положения в обществе.

Наша страна уже имеет достаточно сложную и развитую информационную инфраструктуру, и библиотеки являются ее неотъемлемой и существенной частью. Библиотеки, развиваясь в пределах этой инфраструктуры должны ей соответствовать и приспосабливаться к ней. Схема 1. поможет наглядно увидеть место библиотек в информационной инфраструктуре как части информационного цикла от ее создания до ее использования.

Схема 1 Взгляд на информационную структуру как части информационного цикла

Создатели

Продукты

Дистрибьюторы

Распространители

Потребители

Авторы Художники Музыканты Производители баз данных

Книги Журналы CD-ROM Базы данных Web-страницы

Издатели Продавцы Интернет-провайдеры

Школы Библиотеки Университеты Музеи Бизнес Государственные агентства

Индивидуумы Исследователи Студенты Служащие/рабочие Работодатели

Из этой схемы видно, что информационная инфраструктура состоит из институтов и индивидуумов, включенных в динамический процесс создания, распространения и использования информации в обществе. Мы видим, что библиотека вовлечена в процесс распространения и является посредником между пользователем и созданной информацией. Надо заметить, что библиотека присутствует в каждом процессе этого цикла. Так на организацию фондов влияют создатели информации, библиотекари также должны организовывать обеспечение информационными продуктами, они ведут переговоры с продавцами информации и имеют непосредственное отношение к потребителям информации.

Существует и другой способ рассмотрения информационной инфрастуктуры через представление разнообразных коммуникативных сетей, обслуживающие такие каналы передачи информации как телефонные линии, автоматизированные информационные системы, кабельное телевидение и Интернет (Схема 2).

Схема 2

Основные типы сетей и служб в информационной инфраструктуре

1. Интернет

2. Гос. Коммутаторная Телефонная Сеть

3. Государственные Сети Данных

4. Сотовые телефонные сети

5. Коммерческие Спутниковые Сети

6. Радиосети

7. Телевизионные Сети

8. Сети кабельного Телевидения

1. Прямая Спутниковая Связь

2. Информационные Центры

3. Издательские Организации

4. Культурно-развлекательные Информ. Службы

5. Финансовые Информ. Сети И Службы

6. Правительственные Информ. Сети

7. Транспортные Информ. Сети

8. Сети общественной безопасности

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Значение и место системы К.С. Станиславского в свете проблемы развития театральных систем
Для начала наших рассуждений на эту тему, мы хотим обратить внимание на один, как нам кажется, интересный момент: критика «системы». Дело в том, что оспаривали наиболее яркие представители и «Священного» и «Грубого» театров. И хотя это не ...

Детективная камера и Кодак
Первый создатель желатиновых сухих пластин в Америке был Джордж Истмэн, который днем работал в одном из банков в Нью-Йорке, а по вечерам вручную покрывал стеклянные пластины жидким светочувствительным желатином. Истмэн вскоре улучшил каче ...

Упреждающая аргументация – перехват инициативы
В данном случае речь идёт не о самостоятельном тактическом приёме, а о лояльной уловке. Аргумент заменяется неким «вопросом на засыпку », отвечая на который оппонент с опозданием обнаруживает несостоятельность своих контрдоводов (ещё до т ...