Выборгский замок

Страница 1

Вы́боргский за́мок (финск. Viipurin linna, швед. Wiborgs slott) является древнейшим из выборгских укреплений, восходящим к XIII веку, возведённый на небольшом островке (170 х 122 м) в Выборгском заливе. Единственный в России полностью сохранившийся памятник западноевропейского средневекового военного зодчества.

Высокая дозорная и боевая крепостная башня замка получила имя в честь норвежского короля, крестителя Скандинавии Олафа Святого. Башня эта стояла в центре островка, была прямоугольной в плане и считалась самым высоким донжоном в Скандинавии того времени. Толщина крепостных стен составляла 1,5—2 метра, а толщина стен башни — 4 м. Сверху стены завершались зубцами, а по периметру шла навесная деревянная галерея, боевой ход.

В 1293 и 1322 годах новгородцы предпринимают две неудачные попытки взять замок штурмом и вернуть себе захваченные шведами территории. Во второй раз войско под предводительством князя Юрия стояло под стенами замка целый месяц, несмотря на применение камнеметных машин.

В 1442—1448 годах наместник короля Карл Кнутссон Бунде, как сообщает хроника того времени, «потратил много средств на строительство крепости . создал красивейшие палаты, покрыл их крышей, заставил построить вокруг стену с зубцами, более красивого замка нельзя найти .». По периметру острова была возведена оборонительная стена, образовавшая т. н. «нижний двор» замка. Внешняя стена включала в себя несколько квадратных в плане боевых башен (Пожарная, Сторожевая, Новая, Башмачника). Когда Бунде стал королем Швеции, сменившие его на посту наместника Эрик Аксельссон Тотт и Стен Стурре продолжили обустройство замка и совершенствование укреплений. Была построена первая круглая в плане башня, получившая название Райской. В зданиях появились изразцовые печи, стены башни св. Олафа были обшиты деревянными панелями, верхний двор замостили камнем.

Эрик Аксельссон Тотт также окружил город, выросший на полуострове перед замком, каменной стеной с 10 башнями, так что замок постепенно превратился в тыловую позицию крепости.

Новый этап серьезных строительных работ начался после того, как в 1556 году замок посетил шведский король Густав Ваза. Башни и здания вновь перестраиваются. Береговая линия дополнительно укрепляется деревянными шканцами и больверками. В 1564 году главная башня надстраивается до 7 этажей, причем верхняя часть получила восьмигранную форму с прорезанными в трехметровых стенах пушечными бойницами, позволявшими вести круговой обстрел. В кладке донжона впервые используется кирпич. Облик, который башня получила в этот период, в основном сохранился до наших дней. Лишь перестраивавшееся и горевшее завершение несколько раз менялось в XVII — XIX веках.

В конце XVI — начале XVII века подвергается основательной перестройке предмостное укрепление замка. Сначала вместо деревянных шканцев и временного бастиона сооружаются облицованные камнем валы, а потом все предмостные сооружения объединяются в дом наместника — самое роскошное и надежное здание в Выборге того времени. На острове вырыто несколько прудов, в одном из которых архитектор Вевель устраивает фонтан. Во второй половине XVII века вдоль внешней северо-западной стены строятся каменные казармы.

13 июня 1710 года после более чем двухмесячной осады и бомбардировок город был взят войсками Петра I и последний комендант города полковник Магнус Шернстроле сдался на милость победителя. Потерпевший значительный урон замок интенсивно ремонтируется, однако во второй половие XVIII века начинается строительство Анненских укреплений, надежно прикрывших город со стороны Швеции. С этого момента военное значение замка стремительно идет на убыль, его начинают использовать для размещения гарнизона. После двух сильных пожаров в середине XIX века, большая часть сооружений разрушена, а оставшиеся используются под склады. В здании казарм размещается тюрьма, где, в частности, содержались в заточении декабристы П. А. Муханов, И. А. Анненков, М. Ф. Митьков, М. С. Лунин.

Страницы: 1 2 3

Рекоменудем посмотреть:

Олицетворение человека в рассказах А.П. Чехова и картинах И.И. Левитана
А.П. Чехов известен как мастер реалистического рассказа. Правда жизни - вот что привлекало его прежде всего. И этой правде Чехов не изменял нигде и ни в чем. Главное средство, которое Чехов использует для достижения той четкости, ясности, ...

Структура культуры
Как отмечалось в предыдущем параграфе, культура служит средством удовлетворения тех или иных человеческих потребностей. Потребность — это недостаток, нужда в чем-либо необходи­мом. Но лучше сказать, что потребность — это сама необходи­мо ...

Алексей Кондратьевич Саврасов
Саврасов представляет в Товариществе лирическую линию развития пейзажа. Впоследствии Поленов и Левитан, особенно Левитан, сознавали себя его последователями и продолжателями. В начале 70-х годов XIX века Саврасов был не единст­венным, но, ...