Псковский Спасо-Преображенский Мирожский монастырь

Информация » Роль памятников русской культуры в истории Российского государства » Псковский Спасо-Преображенский Мирожский монастырь

Страница 2

История независимого Пскова с его самобытным внутренним устройством закончилась с присоединением его к Великому княжеству Московскому в 1510 году, при Великом князе Василии III.

В средневековом Пскове были развиты кузнечное, керамическое, оружейное и ладейное ремесла, сложилась уникальная школа зодчества. Первый каменный собор в Пскове был воздвигнут до 1156 года на Завеличье в Мирожском монастыре - это Спасо-Преображенский собор с уникальными фресками, выполненными византийскими мастерами. Вторым памятником Пскова XII века является Ивановский собор, усыпальница жен псковских князей.

Слава Спасо-Преображенского Мирожского монастыря в Пскове столь же велика, как и его древность. Основанный в середине XII века новгородским архиепископом св. Нифонтом, монастырь был носителем духовного просвещения, хранителем традиций церковного искусства и книжности. В средние века здесь находилась богатая библиотека, работали переписчики духовной литературы, велась Псковская летопись, существовала иконописная мастерская. Здесь была переписана и сохранена для потомков эпическая повесть "Слово о полку Игореве". Среди получивших образование в Мирожском монастыре был св. Корнилий - впоследствии игумен Псково-Печорского монастыря, прославленный в лике преподобномученников - духовный писатель, просветитель эстов, неутомимый благоустроитель ввереной ему обители.

Монастырь пережил многие войны и нападения. Находясь за пределами крепостных стен Пскова, он первым принимал на себя удары врагов. В 1299 году войска Ливонского Ордена напали на псковский посад, сожгли Мирожский и Снетогорский монастыри. Тогда был убит игумен Мирожского монастыря - преподобный Василий Мирожский. Вместе с Иоасафом Cнетогорским, также стяжавшим мученический венец от рук немцев, он является местночтимым святым.

Во время Ливонской войны в царствование Ивана Грозного Мирожский монастырь находился непосредственно перед тем участком псковской крепости на противоположном берегу Великой, где поляки под командованием короля Стефана Батория предприняли решительный штурм города. В том месте, впоследствии названном "у Пролома", куда были брошены все силы врага, только чудесное заступление Богородицы позволило выстоять гарнизону города. Основатель монастыря св. Нифонт был в числе святых, сопровождавших Царицу Небесную, когда та накануне решительного штурма явилась во сне кузнецу Дорофею.

Спасо-Мирожский монастырь с XVI века был одним из богатейших среди других обителей Пскова. Он владел землями и крестьянами, вел торговлю хлебом, сеном, льном, рыбой. Городская территория монастыря занимала всю пойму реки Мирожи, где стояли мукомольные мельницы, берег Великой с банями, кузницами, хозяйственными дворами.

В конце XVIII в. территория монастыря сократилась до существующей ныне ограды. В XX веке монастырь был закрыт. Знаменитый собор Спаса Преображения открылся после вековой реставрации фресок в конце столетия и ныне хранится музейно.

Мирожский монастырь представляет собой архитектурный ансамбль огромного историко-художественного значения. В панораме левого берега реки Великой он занимает ключевое место, отмечая мыс у впадения в нее Мирожи и образуя визуальную диагональ с Троицким кафедральным собором. Подобно белоснежному кораблю веры, Мирожская обитель формирует парадный фасад Завеличья, обращенный к городу.

Архитектурная композиция монастыря включает в себя следующие памятники:

Страницы: 1 2 

Рекоменудем посмотреть:

Андреас Файнингер
Андреас Файнингер родился в Париже в 1906 году в семье, связанной с искусством. Его прародители по отцу — музыканты, мать — художница, а отец, Лайонел Файнингер, был не только великолепный художник, но и весьма оригинальный композитор. Ла ...

Зарождение римской религии
«В те времена, о которых можно судить уже с достаточными основаниями, на Апеннинском полуострове обитали племена япигское, этрусское и италийское, последнее делилось на две ветви: к одной принадлежали латины, к другой – умбры, марсы, вол ...

Графическая разработка моделей коллекции в режиме ассоциаций
Коллекция выполнена в технике художественной графики. При разработке вариантов силуэтного решения выбор был сделан в пользу таких геометрических фигур как трапеция и прямоугольник. Они наиболее точно отображают пластику костюма и передаю ...