Антропогенез и предпосылки развития культуры

Информация » Роль языка и адресного общения в становлении культуры » Антропогенез и предпосылки развития культуры

Страница 3

Последний шаг антропогенеза и культурогенеза, может быть, самый главный и решающий, - возникновение такого странного (для современного сознания), «противоестественного» явления, как дарение, отдавание, угощение, - широко известное этнографам, но все еще загадочное и вызывающее споры исследователей. Способность отдавать, расточать блага является парадоксальной формой защиты от суггестии, - и условием становления собственно человеческих, то есть культурных, а не биологически заданных отношений.[3] Невозможно принудить, навязать свою волю тому, кто не пытается защититься выстраиванием «барьеров непонимания», а ищет возможность снять эти барьеры и свободно, по собственному побуждению, рискует открыться навстречу желаниям.

Антропологи и этнологи отмечают загадочность этого проявления, подчеркивая, что первоначально она возникает не в качестве дополнительной «формы власти» а как феномен «бескорыстного» дара, не предполагающего компенсации. Для его объяснения ряд культурологов привлекает идею возникновения «первичного» религиозного опыта. Именно отношения с другим, «сверх-природным» миром позволили человеку понять и принять новый опыт: уступая, принося в жертву жизненные блага, а в пределе - свою жизнь, человек парадоксальным образом не теряет, а обретает нечто ценное, находит самого себя, неожиданно оказывается сильнее любого животного (в том числе — и «зверя» в себе самом).

В завершение подведем итог всему тому, что мы обсуждали, о взаимоотношении и взаимодействии языка и реальности, языка и культуры. Эти проблемы играют важнейшую роль для совершенствования форм и эффективности общения между людьми.

Можно сравнить язык с зеркалом - в нем действительно отражается окружающий мир. За каждым словом стоит предмет или явление реального мира. Язык отражает все: географию, климат, историю, условия жизни. Между языком и реальным миром стоит человек. Именно человек воспринимает и осознает мир посредством органов чувств и на этой основе создает систему представлений о мире. Пропустив их через свое сознание, осмыслив результаты этого восприятия, он передает их другим членам своего речевого коллектива с помощью языка. Иначе говоря, между реальностью и языком стоит мышление.

Язык, как способ выразить мысль, и передать ее от человека к человеку теснейшим образом связан с мышлением. Соотношение языка и мышления - вечный сложнейший вопрос и языкознания, и философии, но мы не будем сейчас останавливаться на этом. Наша цель достигнута - мы убедились в том, что существует несомненная тесная взаимосвязь и взаимозависимость языка и мышления и их соотношение с культурой и действительностью, и эта связь есть с первых дней, когда человек узнал, что такое общение, и продолжается поныне, и будет существовать столько же времени, сколько будет жить человечество.

Таким образом, язык, мышление и культура взаимосвязаны настолько тесно, что практически составляют единое целое, состоящее из этих трех компонентов, ни один из которых не может функционировать (а следовательно, и существовать) без двух других. Все вместе они соотносятся с реальным миром, противостоят ему, зависят от него, отражают и одновременно формируют его.

Страницы: 1 2 3 

Рекоменудем посмотреть:

Значение сказок в жизни человека
Большое количество образов волшебной сказки сложилось в глубокой древности, в ту самую эпоху, когда возникали первые представления и понятия человека о мире. Разумеется, это не означает, что всякий волшебный вымысел берет свое начало из г ...

Проблема общего языкознания
Какие важнейшие вопросы решает эта наука? Прежде всего, она устанавливает, какова природа языка, т. е. принадлежит язык к числу явлений общественных или биологических, физических или психических. Одновременно общее языкознание решает и вт ...

Восток, Запад и христианство
Одним из самых глобальных таких мировоззренческо-ментальных разделений является с незапамятных времен существующее разделение между Востоком и Западом, двумя половинами мира. П.Я.Чаадаев писал: «Мир искони делился на две части – Восток и ...