Исследователи говорят о том, что вопрос о специфике мистических и религиозных воззрений ранних романтиков очень специфичен и сложен.
И.В. Карташова, опираясь на исследования В.М. Жирмунского, глубоко исследовавшего психологию «мистического чувства» в романтизме, говорит о том, что при искренней религиозности таких деятелей иенской школы как Вакенродер и Новалис, «религиозное» приобретало у них некий «метафорический» характер. Термином «религиозное» романтики пытались обозначить особую сложность своего универсалистского мироощущения и миропонимания. Провидение бесконечного в конечном, вечного совершенствования жизни, универсальной связи, чувство любви ко всему живому исповедовалось романтиками как религиозное чувство. Таким образом, «религиозное» порой идентифицировалось ранними романтиками с выражением высшей степени одухотворенности и «эстетического качества» отношения человека к миру.
Высказывание Вакенродера: «…можно даже сказать, что все великое и в высшей степени прекрасное должно бы быть религией.» И.В. Карташова характеризует как стремление выразить безотчетность романтического отношения к прекрасному, к искусству. Возникновение аналогии с религией связано с тем, что, по мысли Вакенродера, прекрасное требует прежде всего «веры», чувства, а затем уже понимания и суждения.
Автор книги «Эстетика» В.В. Бычков, следующим образом высказывается по поводу «религиозного» у этого иенского романтика: «Вакенродер был убежден, что искусство – это религиозное таинство; в процессе создания произведения художник отыскивает следы Бога в мире и творческим актом причащается высшей реальности».
Обобщая основные особенности идейных исканий иенской школы, И.В. Карташова отмечает, что в ранний период немецкого романтического искусства родилось представление об идеальных жизненных ценностях, были выработаны «общие контуры» эстетического идеала, утвердились идеи гармонии, мечта об установлении доверчивых, братских отношений между людьми, человеческой и общественной целостности, единства личности и природы, личности и общества.
Ощущение «раскованности» от феодальных пут рождало иллюзию беспредельных возможностей личности. Человек, как часть вечно развивающегося мира, по мнению романтиков, призван быть активным и проникнут творческим духом. Поэтому романтиками поэтизировался энтузиазм, как состояние творческого горения, в нем романтики видели идеальную форму общественной и духовной деятельности личности. Отражая динамику и энергию исторических потрясений, романтическое мышление делает установку на напряженность и интенсивность, на энтузиазм, который становится главной отличительной особенностью романтического мироощущения.
В произведениях ранних романтиков чувствуется их оппозиционное отношение к окружающей «тусклой» обыденности, к трусливому и ограниченному бюргерству. Однако поначалу романтики не очень «учитывали» реальную социальную действительность, ее противоречия и бедствия. Это отчасти обусловлено тем, что в конце XVIII века, когда буржуазное общество еще находилось в стадии становления, эти противоречия еще отчетливо не обнаруживались.
Возможно, именно поэтому большинству ранних романтиков присущ светлый, оптимистический характер, свободный от трагизма и разочарованности. Исследователи даже говорят о том, что для раннего романтизма не характерно столкновение идеала и реальной действительности, сама действительность воспринимается ими как идеал. Хотя, безусловно, эти особенности характеризуют творчество не всех представителей раннего немецкого романтизма.
В раннем романтизме среди радостного приятия жизни, царства гармонии уже различимы были скорбные и тревожные ноты, ноты глубокого сомнения в гармоничности мира и безусловности романтических ценностей. Весьма показательным в этом отношении является творчество Вакенродера, в котором, как писала И.В. Карташова: «…удивительным образом соединились светлая вера в идеал, упоенное созерцание красоты, апофеоз искусства и предчувствие трагических диссонансов жизни». К сюжетам, намеченным Вакенродером, впоследствии будут обращаться поздние романтики.
Рекоменудем посмотреть:
Скульптурные памятники Ульяновска
Его силуэт угадывается издалека – еще с левого берега Волги, сквозь кружевные конструкции волжского моста . Ульяновск - одно это название наполняет волнением душу . Железнодорожный мост более чем двухкилометровой длины одним своим концом ...
Трагизм хужожественного существования в «Фантазиях об искусстве» В.-Г. Вакенродера
В.-Г. Вакенродер был одним из ранних романтиков иенской школы и одним из первых поднял традиционные для романтизма вопросы. Кроме того, по мнению А.С. Дмитриева, Вакенродер не только своим творчеством, но и примером собственной жизни ока ...
История возникновения фотографии
Обычно полагают, что фотографию изобрел один человек. Когда в 1839 году фотографический процесс стал широко известен, то его имя было тесно связано с этим изобретением. Но этот «один человек», Дагер, в действительности не был тем, кто сде ...
Навигация