Основные особенности идейных исканий представителей иенской школы

Информация » Романтическая концепция искусства на примере творчества В.-Г. Вакенродера » Основные особенности идейных исканий представителей иенской школы

Страница 1

В работах исследователей немецкого романтизма (Н.Я. Берковского, А.С. Дмитриева, И.В. Карташовой Р.М. Габитовой и др.) выделяется ряд характерных особенностей романтической школы в целом, разделяемых большинством исследователей. Выделяя главные признаки романтизма, исследователи нередко видят их в «крайнем индивидуализме», «тотальном разочаровании в действительности», «неустанном конфликте романтической личности с жизнью».

Однако, по мнению ряда исследователей, ранний немецкий романтизм или романтизм иенской школы характеризуют и особые представления, концепции и идеалы.

В первую очередь, следует отметить, что основные усилия представителей иенской школы были направлены в область теории, а художественное творчество играло роль второстепенную. Несмотря на это, некоторые художественные произведения вошли в фонд классического наследия немецкой литературы.

Романтики стремились к универсализму в художественном творчестве, они утверждали создание универсального, синтетического жанра. Так, например, роман, по мысли романтиков, должен включать в себя прозаические повествования различных жанров, которые должны перемежаться стихотворными вставками. Генрих Гейне отзывается о таком универсальном стиле как о «наивных начатках искусства» и о «технической беспомощности».

Идеалы ранних немецких романтиков характеризует благоговение перед природой, потребность слияния с ней.

Так, например, в философии Шеллинга природа становится реальной ценностью, необходимой ступенью в процессе развития, бессознательной формой духа. Шеллинг признавал поэтичность и красоту природы, естественного мира, творческую мощь всего живого. Как отмечает Н.Я. Берковский: «В поэме Шеллинга презрительно говорится о природе, как ее понимает бюргер в своей науке или в своем житейском обиходе. Природа не есть домашнее животное, раз и навсегда вышколенное, чтобы лежать у ног человека. Природа самобытна, своенравна и неистощима, ей неспокойно в «железном панцире» материи, она рвется к высшей форме жизни – к сознанию и человеку. Могучий дух скрывается в природе, в вещах живых и мертвых, и он домогается, чтобы ему дано было доразвиться, найти в человеке самого себя».

В шутливо написанном стихотворном произведении «Эпикурейские исповедания Гейнца Видерпорста» Шеллинг решился на декларацию в защиту материального, чувственного начала. И как далее отмечает Н.Я. Берковский, практически вся ранняя романтика была подернута чувственностью.

В своем сочинении «Речи о религии» Ф. Шлейермахер стремится внушить читателям благоговение перед природой, перед величием и грандиозностью вселенной, научить видеть в ней «обильный богатый мир». Исходным пунктом его философской концепции явилось положение о единстве мира, об общих законах объемлющих «все величайшее и все мельчайшее». Как замечает И.В. Карташова, жизнь представляется Шлейермахеру великой картиной, из которой нельзя убрать ни единого звена и в которой «единичное вовлечено в широчайшие связи целого, где частное зависит от еще неисследованной всеобщей жизни». Однако утверждение ранними романтиками всеобщей связи и целостности мира не означало стирание индивидуальности каждого явления, а также поглощение одного другим.

Ранний романтизм был «разомкнут», открыт навстречу миру, понимаемому как единый, целостный природный организм. Романтическая личность с радостью сливалась с природой, ибо сама была рождена ею, являясь высшим выражением ее творящих сил. Она осознавала себя частицей мира, частицей общего, универсального, ощущая и нося это универсальное в себе.

Гельдерлин считал, что природа «живет» таинственной, «высшей» жизнью, и что только человек, испытывающий к ней безграничную любовь и доверие, в состоянии «услышать» и почувствовать, ощутить и проникнуть в эту жизнь. Он считал, что, созерцая и любя природу, человек сливается с ней воедино: «Слиться со всею вселенной – вот жизнь божества, вот рай для человека!».

Исследователь немецкого романтизма И.В. Карташова также говорит о родстве человека и природы, раскрываемом романтиками. Отсюда в их творчестве природа часто принимает непосредственное участие в судьбе героя, сопереживает ему, утешает, а иногда даже спасает.

Представители иенской школы ощущали необходимость тесной связи, общения отдельной личности с окружающим миром, с обществом. По мнению Шеллинга, человек, пребывающий в полной изолированности не только не может подняться до осознания свободы, но и не в состоянии даже осознать объективный мир как таковой. Шлейермахер полагал, что вся жизнь человека – это одновременное стремление вернуться в целое и стремление к самостоятельной жизни, предполагающее соединение двух противоположных «влечений»: стремление личности утвердить себе как нечто особое и боязнь одинокой отрешенности, желание зависеть от целого и «отдаться» ему. Отсюда произведениях ранних романтиков встречаются гимны истинной любви и дружбе, благотворному общению человека с человеком, призыв отыскать в «другом» истинное величие человека.

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Успенский собор
Время создания: 1158-1160 Собор заложен князем Андреем Боголюбским. Для соборного храма было выбрано наиболее выигрышное место в ландшафте города, над которым господствует пятиглавая громада храма. Его золотые купола были видны издали на ...

Цифровой кинематограф
В начале XXI века, с развитием цифровых технологий записи изображения, появилось понятие «цифровой кинематограф» или «цифровое видео». Под этим термином понимают новый вид киносъёмки, когда кадры записываются при помощи цифровой камеры пр ...

Советский театр 30-80-х годов. Основные тенденции
Новый период российского театра начался в 1932 постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Основным методом в искусстве был признан метод социалистического реализма. Время художественных экспериментов ...