Основные особенности идейных исканий представителей иенской школы

Информация » Романтическая концепция искусства на примере творчества В.-Г. Вакенродера » Основные особенности идейных исканий представителей иенской школы

Страница 1

В работах исследователей немецкого романтизма (Н.Я. Берковского, А.С. Дмитриева, И.В. Карташовой Р.М. Габитовой и др.) выделяется ряд характерных особенностей романтической школы в целом, разделяемых большинством исследователей. Выделяя главные признаки романтизма, исследователи нередко видят их в «крайнем индивидуализме», «тотальном разочаровании в действительности», «неустанном конфликте романтической личности с жизнью».

Однако, по мнению ряда исследователей, ранний немецкий романтизм или романтизм иенской школы характеризуют и особые представления, концепции и идеалы.

В первую очередь, следует отметить, что основные усилия представителей иенской школы были направлены в область теории, а художественное творчество играло роль второстепенную. Несмотря на это, некоторые художественные произведения вошли в фонд классического наследия немецкой литературы.

Романтики стремились к универсализму в художественном творчестве, они утверждали создание универсального, синтетического жанра. Так, например, роман, по мысли романтиков, должен включать в себя прозаические повествования различных жанров, которые должны перемежаться стихотворными вставками. Генрих Гейне отзывается о таком универсальном стиле как о «наивных начатках искусства» и о «технической беспомощности».

Идеалы ранних немецких романтиков характеризует благоговение перед природой, потребность слияния с ней.

Так, например, в философии Шеллинга природа становится реальной ценностью, необходимой ступенью в процессе развития, бессознательной формой духа. Шеллинг признавал поэтичность и красоту природы, естественного мира, творческую мощь всего живого. Как отмечает Н.Я. Берковский: «В поэме Шеллинга презрительно говорится о природе, как ее понимает бюргер в своей науке или в своем житейском обиходе. Природа не есть домашнее животное, раз и навсегда вышколенное, чтобы лежать у ног человека. Природа самобытна, своенравна и неистощима, ей неспокойно в «железном панцире» материи, она рвется к высшей форме жизни – к сознанию и человеку. Могучий дух скрывается в природе, в вещах живых и мертвых, и он домогается, чтобы ему дано было доразвиться, найти в человеке самого себя».

В шутливо написанном стихотворном произведении «Эпикурейские исповедания Гейнца Видерпорста» Шеллинг решился на декларацию в защиту материального, чувственного начала. И как далее отмечает Н.Я. Берковский, практически вся ранняя романтика была подернута чувственностью.

В своем сочинении «Речи о религии» Ф. Шлейермахер стремится внушить читателям благоговение перед природой, перед величием и грандиозностью вселенной, научить видеть в ней «обильный богатый мир». Исходным пунктом его философской концепции явилось положение о единстве мира, об общих законах объемлющих «все величайшее и все мельчайшее». Как замечает И.В. Карташова, жизнь представляется Шлейермахеру великой картиной, из которой нельзя убрать ни единого звена и в которой «единичное вовлечено в широчайшие связи целого, где частное зависит от еще неисследованной всеобщей жизни». Однако утверждение ранними романтиками всеобщей связи и целостности мира не означало стирание индивидуальности каждого явления, а также поглощение одного другим.

Ранний романтизм был «разомкнут», открыт навстречу миру, понимаемому как единый, целостный природный организм. Романтическая личность с радостью сливалась с природой, ибо сама была рождена ею, являясь высшим выражением ее творящих сил. Она осознавала себя частицей мира, частицей общего, универсального, ощущая и нося это универсальное в себе.

Гельдерлин считал, что природа «живет» таинственной, «высшей» жизнью, и что только человек, испытывающий к ней безграничную любовь и доверие, в состоянии «услышать» и почувствовать, ощутить и проникнуть в эту жизнь. Он считал, что, созерцая и любя природу, человек сливается с ней воедино: «Слиться со всею вселенной – вот жизнь божества, вот рай для человека!».

Исследователь немецкого романтизма И.В. Карташова также говорит о родстве человека и природы, раскрываемом романтиками. Отсюда в их творчестве природа часто принимает непосредственное участие в судьбе героя, сопереживает ему, утешает, а иногда даже спасает.

Представители иенской школы ощущали необходимость тесной связи, общения отдельной личности с окружающим миром, с обществом. По мнению Шеллинга, человек, пребывающий в полной изолированности не только не может подняться до осознания свободы, но и не в состоянии даже осознать объективный мир как таковой. Шлейермахер полагал, что вся жизнь человека – это одновременное стремление вернуться в целое и стремление к самостоятельной жизни, предполагающее соединение двух противоположных «влечений»: стремление личности утвердить себе как нечто особое и боязнь одинокой отрешенности, желание зависеть от целого и «отдаться» ему. Отсюда произведениях ранних романтиков встречаются гимны истинной любви и дружбе, благотворному общению человека с человеком, призыв отыскать в «другом» истинное величие человека.

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Иван Николаевич Крамской
Родился в Воронежской губернии в семье мелкого чиновника. С детства увлекался искусством и литературой. По окончании уездного училища в 1850 году служил писцом, затем ретушером у фотографа. В 1857 году оказался в Петербурге работал в фото ...

Культура на рубеже веков
Хронологически данный период располагается между началом 90-х годов и 1917 годом. Ему предшествуют 80-е годы в качестве переходного десятилетия, когда достигает своих вершин реализм второй половины XIX в. в творчестве Репина и Сурикова и ...

Культура народа Саха в якутских кинофильмах
С первых самостоятельных шагов кинематограф Якутии делает попытки создания своего собственного неповторимого облика, отражающего культуру и мировоззрение якутов. Якутские режиссеры, работая в разных направлениях и жанрах, одинаково стремя ...