Русская культура в X – начале XIII веков

Информация » Русская культура в X – начале XIII веков

Страница 3

Самым значительным поэтическим произведением Древней Руси было «Слово о полку Игореве», написанное в 1185 году в Киеве по случаю нападения половецкого хана Кончака.

«Слово» - прекрасное по форме, патриотичное и мудрое обращение к русским князьям в дни большой опасности. С 1180 по 1185 г. Кончак ежегодно приводил на Русь огромные полчища степных кочевников. Князь Игорь Святославич Северский не выступал против половцев, уклоняясь от участия в общерусских оборонительных походах. В 1185 году киевский князь «великий и грозный» Святослав задумал общий поход всех русских князей для защиты Руси. Князь Игорь снова уклонился и торопливо совершил самостоятельный небольшой поход в степь, чем сорвал план общего похода. Игорь был разбит, взят в плен, а победивший Кончак пошёл войной на Киев.

Русские воины мужественно сражались, но один из князей вдруг вывел свои дружины из боя и поехал с ними к себе в Смоленск. Из-за такого княжеского «неподобия» общему делу Кончак не был разбит, а только отогнан обратно в степи и мог в любой момент возобновить нападение. Игорь в это время бежал из плена и прибыл в Киев просить помощи.

«Слово о полку Игореве», по-видимому, было зачитано на съезде князей как страстный призыв помочь не только Игорю, но и делу защиты Русской земли вообще. Автор с высоты общенародных интересов призывает князей-полководцев к единству. Он горько сожалеет о походе Игоря, «пересевшего из золотого княжеского седла в седло холопа-пленника».

«Слово о полку Игореве» написано ярким, поэтическим языком. Необычно выразителен и лиричен знаменитый «плач Ярославны»: княгиня стоит на высокой крепостной стене города Путивля; впереди расстилается далеко видимая степная равнина, на другом конце которой томится в плену князь Игорь.

Ярославна упрашивает ветер, реку и солнце не причинять зла раненому князю и вернуть его в родную землю. Весь плач пронизан мотивами народной поэзии. Автор широко использует природу, одухотворяет её, воскрешает образы старых языческих богов, использует древний славянский эпос о борьбе с готами, былины о Всеславе Полоцком и «старые словеса» певца Бояна.

Любимый образ автора – сокол, быстрая, зоркая птица, поднимающаяся на большую высоту. Автор сам, как сокол, высоко поднялся над русскими землями и дал широкую картину Руси и половецкого поля. Как могучий колокольный набатный звон, прозвучала эта патриотическая поэма с её горячим призывом к защите родины.

«Слово о полку Игореве» выдержало экзамен на бессмертие. В XIV веке автор поэмы «Задонщина» открыто подражал известной поэме 1185 года.

Страницы: 1 2 3 

Рекоменудем посмотреть:

Сюжет и символы
Фильм "Броненосец "Потемкин" — глыба, скала, монумент. Он и сейчас поражает воображение, запоминается, оставляет сильное впечатление. У фильма есть интересная и выдающаяся черта: он не воспринимается как художественный фил ...

Трагизм хужожественного существования в «Фантазиях об искусстве» В.-Г. Вакенродера
В.-Г. Вакенродер был одним из ранних романтиков иенской школы и одним из первых поднял традиционные для романтизма вопросы. Кроме того, по мнению А.С. Дмитриева, Вакенродер не только своим творчеством, но и примером собственной жизни ока ...

Отличия от итальянского Возрождения
Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко. Основные отличия: большее ...