Русская культура в X – начале XIII веков

Информация » Русская культура в X – начале XIII веков

Страница 3

Самым значительным поэтическим произведением Древней Руси было «Слово о полку Игореве», написанное в 1185 году в Киеве по случаю нападения половецкого хана Кончака.

«Слово» - прекрасное по форме, патриотичное и мудрое обращение к русским князьям в дни большой опасности. С 1180 по 1185 г. Кончак ежегодно приводил на Русь огромные полчища степных кочевников. Князь Игорь Святославич Северский не выступал против половцев, уклоняясь от участия в общерусских оборонительных походах. В 1185 году киевский князь «великий и грозный» Святослав задумал общий поход всех русских князей для защиты Руси. Князь Игорь снова уклонился и торопливо совершил самостоятельный небольшой поход в степь, чем сорвал план общего похода. Игорь был разбит, взят в плен, а победивший Кончак пошёл войной на Киев.

Русские воины мужественно сражались, но один из князей вдруг вывел свои дружины из боя и поехал с ними к себе в Смоленск. Из-за такого княжеского «неподобия» общему делу Кончак не был разбит, а только отогнан обратно в степи и мог в любой момент возобновить нападение. Игорь в это время бежал из плена и прибыл в Киев просить помощи.

«Слово о полку Игореве», по-видимому, было зачитано на съезде князей как страстный призыв помочь не только Игорю, но и делу защиты Русской земли вообще. Автор с высоты общенародных интересов призывает князей-полководцев к единству. Он горько сожалеет о походе Игоря, «пересевшего из золотого княжеского седла в седло холопа-пленника».

«Слово о полку Игореве» написано ярким, поэтическим языком. Необычно выразителен и лиричен знаменитый «плач Ярославны»: княгиня стоит на высокой крепостной стене города Путивля; впереди расстилается далеко видимая степная равнина, на другом конце которой томится в плену князь Игорь.

Ярославна упрашивает ветер, реку и солнце не причинять зла раненому князю и вернуть его в родную землю. Весь плач пронизан мотивами народной поэзии. Автор широко использует природу, одухотворяет её, воскрешает образы старых языческих богов, использует древний славянский эпос о борьбе с готами, былины о Всеславе Полоцком и «старые словеса» певца Бояна.

Любимый образ автора – сокол, быстрая, зоркая птица, поднимающаяся на большую высоту. Автор сам, как сокол, высоко поднялся над русскими землями и дал широкую картину Руси и половецкого поля. Как могучий колокольный набатный звон, прозвучала эта патриотическая поэма с её горячим призывом к защите родины.

«Слово о полку Игореве» выдержало экзамен на бессмертие. В XIV веке автор поэмы «Задонщина» открыто подражал известной поэме 1185 года.

Страницы: 1 2 3 

Рекоменудем посмотреть:

Место иконы в культуре России
Языческая Русь не знала такого вида искусства, как живопись. Первые иконы на Руси стали и первыми живописными изображениями вообще. Эта ситуация была в корне отличной от византийской, где иконные принципы формировались в оппозиции к чувст ...

Особенности искусства Киевской Руси
Древнерусское искусство - живопись, скульптура, музыка - с принятием христианства также пережило ощутимые перемены. Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерез ...

Трагизм хужожественного существования в «Фантазиях об искусстве» В.-Г. Вакенродера
В.-Г. Вакенродер был одним из ранних романтиков иенской школы и одним из первых поднял традиционные для романтизма вопросы. Кроме того, по мнению А.С. Дмитриева, Вакенродер не только своим творчеством, но и примером собственной жизни ока ...