Исаак Ильич Левитан

Страница 2

Сочетание в пейзаже двух начал - камерного, которое несет в себе мотив церкви и сельского кладбища, и мо­нументального, заложенного в широкой панорамности открывающегося перед зрителем ландшафта, - придает образу природы интимность и в то же время торжествен­ное величие. Написанный в годы реакции, этот пейзаж, воспевающий вечную красоту природы, как бы противо­поставляет ей краткость и тщету человеческой жизни. Так поэтический образ природы насыщается большим обобщающим смыслом.

Поиски синтетического образа природы характерны для Левитана и во второй половине 90-х годов. Создава­емые в годы общественного подъема, его произведения этих лет несут печать светлой радости и жизнеутверждения. В пейзаже „Март” (1895) запечатлен, казалось бы. будничный мотив. Но все в нем как бы излучает ра­дость весеннего пробуждения природы. Колорит кар­тины тонко раскрывает естественные цветовые соотно­шения в природе в пору весеннего обновления. Он построен на мягкой гармонии холодных тонов снега, ле­жащих на нем теней и теплого цвета стволов берез, леса; на заднем плане, озаренной солнцем желтой стены дома.

Левитану было присуще тонкое и более проникновен­ное, чем у его предшественников и современников, ощу­щение красочной, живописной прелести русской при­роды. Она расцветает в его пейзажах свежими, чистыми, незамутненными красками (бирюза голубого неба, синяя вода озер, сияющая зелень лугов, охристо-желтая и оранжевая осенняя листва). Природа Левитана дышит той же правдивой и в то же время поэтической сказоч­ной красотой, что и природа, воспетая народной песней и сказкой.

В то же время, подобно тому как зритель, смотря на сюжетные полотна передвижников, становится как бы участником изображенных в них событий, так и мы, раз­глядывая пейзажи Левитана, словно проникаем вместе с художником в самую душу русской природы, в ее поэти­ческий мир.

Этим объясняется и известная повествовательность пейзажей Левитана, хотя он обычно избегает показа „действия” в природе. Нет в пейзажах Левитана и человека, редко изображает он обработанную землю - пашни, хлеба и т.д. Но мы всегда ощущаем близость че­ловека в его полотнах: кто-то протоптал дорожки, иду­щие вдоль берегов рек, сбегающие с холмов, извива­ющиеся по лугам; кто-то вспахал землю и возвел дома и церквушки. Прав один из современных художнику кри­тиков, говоря о том, что если бы в пейзажах Левитана были фигуры людей, то это были бы фигуры „передвиж­нические” - фигуры крестьян.

Левитан был прочными узами связан с Товарищест­вом и никогда не изменял ему.

Страницы: 1 2 

Рекоменудем посмотреть:

Выразительные средства кино
Выразительные средства кино, освободив искусство актера от внешне-театральной условности, не освободили его, однако, от главного — от существа его мастерства, от внутренней техники работы над ролью, как это иногда представлялось на первых ...

Процесс создания скульптурного произведения
Сначала скульптор лепит маленький эскиз из пластилина или из глины, передающий первоначальный замысел. Затем воспроизводит эскиз в глине в большем размере и дорабатывает его. Скульптура больших размеров из глины делается на каркасе (из же ...

Илья Ефимович Репин
Родился в Чугуеве в Харьковской губернии в семье военного поселенца. Первоначальную художественную подготовку получил в школе типографов и у местных художников И.М. Бунакова и Л.И. Персанова. В 1863 году приехал в Петербург, занимался в Р ...