Обряд венчания

Страница 1

Кульминацией свадьбы является обряд венчания. Венчание у славян в дохристианский период проводилось обычно либо весной, либо осенью на фоне природы. Жених с невестой в сопровождении молодежи шли на луг или лесную поляну. Там на них надевали пышные венки из цветов, водили хороводы вокруг украшенной лентами березы, пели обрядовые песни и устраивали веселые игры. Сам обряд бракосочетания состоял в том, что жениха и невесту водили вокруг дуба, ели или раскидистого куста, о чем и говорит сохранившаяся до наших дней

поговорка: «обручается, вокруг ракитного куста венчается». А выражение «играть свадьбу» напоминает нам о тех древних языческих играх.

С приходом христианства народное венчание было заменено церковным – церемонией заключения брака по обряду православной церкви. Со времен Петра I.

до марта 1917 г. для всех православных жителей Российской империи считался действительным лишь брак, заключенный путем венчания. Венчание всегда проходило в храме. Венчание не может иметь место во время поста, накануне постных дней и некоторых религиозных праздников. Обряд венчания состоит из обручения и собственно венчания. Во время обручения священник при совершении установленных молитвословий спрашивает брачующихся об их добровольном согласии вступить в брак и надевает им освященные кольца. Во время венчания звучат песнопения церковного хора, священник благословляет общую чашу, а затем молодые троекратно вкушают из нее разбавленное водой вино. Священный покров и венцы возлагаются на головы жениха и невесты, священник соединяет их руки и троекратно обводит вокруг аналоя, затем молодые обмениваются обручальными кольцами.

Итак, рассмотрев и анализировав русскую свадебную обрядность, можно прийти к следующим выводам. Обряд и ритуал бракосочетания является важнейшим событием и ритуалом в жизни человека. В одном из древнейших письменных документов Руси – Повести временных лет, датируемой IX веком нашей эры, содержатся сведения о множестве вариантов свадебных обрядов у разных славянских племен.

В Х веке на Русь пришло христианство. Его ввел князь Владимир, чтобы сплотить раздробленное феодальное государство. Язычество было крайне разнообразным, даже у разных сословий были свои боги-покровители, не говоря уже о разных племенах. Первоначально Владимир сделал попытку государственным путем утвердить официальный языческий пантеон во главе с Перуном, но его затея особого успеха не имела. Перун был далеко не самым главным богом в языческом пантеоне, и покровительствовал он довольно малочисленному сословию воинов-дружинников. В основном, славяне почитали Рода, Велеса, Макошь и других, не воинственных богов. Владимир выбрал христианство, и сделал его государственной религией.

Разумеется, многовековые традиции язычества не могли быть мгновенно заменены на христианские. Так как князь Владимир вводил христианство мирно, оно постепенно переплеталось со старой верой, старым богам давало новые имена, но не меняло их сущность. Языческие обычаи самым причудливым образом переплелись с христианскими, и в итоге на Руси вплоть до XV-XVI веков вполне мирно сосуществовали две религии.

Что касается собственно свадебного обряда, то в деревнях вплоть до XVI века христианству не удалось полностью вытеснить язычество. В городах ситуация была не такой резкой, однако языческие суеверия были все еще прочно закреплены в памяти людей. Во второй половине XVI – начале XVII в. народный обряд все еще оставался бытовой нормой. Он по-прежнему содержит множество разнохарактерных в разновременных элементов. С одной стороны, в нем сохранялось много обычаев с дохристианского времени, с другой – в обряде явно усилились церковные элементы. Лишь к XVII в. церкви удалось прочно ввести освященную религией форму брака. Под влиянием христианства постепенно стали исчезать и трансформировались старые обычаи и обряды. Так же постепенно складывались нормы брачного права.

Страницы: 1 2 3

Рекоменудем посмотреть:

Станиславский репетирует "Каина" Байрона
Байрон в своем новом произведении очень смело ставил вопросы о смысле жизни человека на земле, о познании им мира, в котором он должен жить, преодолевая все трудности, о том, что такое добро и зло. Каин, по Байрону, не может принять власт ...

Их руками и сердцами
Сегодня – Евдокия Ильинична Лукьянова – член Союза художников СССР. Сама она почти и не смотрит на стол, разговаривает с собеседником, а руки будто сами по себе существуют, вылепливая, приглаживая, поправляя будущую свистульку. Игрушкой о ...

Детство Серафима Саровского
Развитие православной духовной мысли и жизни в XIX столетии в России, как и в предыдущие века, во многом было связано с практикой христианского жития и, прежде всего, с практикой русского монашества. Русское монашество XIX в. дало немало ...