Обряд венчания

Страница 2

Во второй половине XVII в. более резкой стала граница между господствующими классами и народом. Социальное расслоение сказалось и на отношении к старому свадебному обряду. Этот обряд, ранее распространенный во всех слоях общества, становится в основном привилегией простого народа.

Деревенская свадьба отличалась красотой и монументальностью, была сложна по композиции и состояла из множества различных по происхождению, характеру и функции элементов. Разнообразие этих элементов связано с региональными и социальными особенностями. В свадебном обряде того времени отчетливо просматривались не только «пространственные» различия, но и «временные» напластования, пережитки разновременных форм брака. В обрядах причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией.

Вплоть до XIX–начала XX в. в свадебном ритуале сохранялись элементы, характерные для сознания человека, воспитанного на анимистических и магических архетипах. К ним можно отнести, например, множество действий, оберегающих участников свадьбы от враждебных сил или направленных на умиротворение предков (своих родовых и домашних духов). Например, на свадьбах нередко стреляли в воздух, расчищали перед молодыми дорогу веником, обметали свадебный поезд, а в определенные моменты громко кричали и шумели. Также особо следует выделить обряды, направленные на обеспечение молодых многодетством и богатством. Это обсыпание молодых зерном или хмелем, сажание на шубу, вывернутую вверх мехом (символ богатства и многодетства), расстилание ее под ноги, угощение яйцами или яичницей, раскидывание по полу соломы или сена, и т.д. Целая группа обрядов была направлена на укрепление связи молодых друг с другом. К ним можно отнести смешение вина из стаканов молодых, совместную еду и питье, отражение пары голубков на свадебном каравае, совместное глядение молодых в зеркало, протягивание нити от дома невесты до дома жениха, угощение жениха пирогом, лежащим за пазухой у невесты, связывание рук жениха и невесты платком, и т.п. Было бы не совсем верно полностью отождествлять содержание древних магических ритуалов и обрядов, бытовавших в XIX–начале XX в., так как многие из них, сохраняя свое место в обряде, постепенно утратили первоначальные смысл, выродившись в суеверия, или приобрели новое значение, например, в качестве игры, развлечения.

В свадебном обряде был своя постоянный состав действующих лиц – «чинов», исполнявших определенные традицией роли. Основными, центральными фигурами были жених и невеста, хотя сами они чаще всего вели себя пассивно. У невесты была своя роль - с момента сватовства до отъезда в церковь она горько оплакивала свою девичью жизнь в родительском доме и всячески выражала свое нерасположение к жениху (чужому человеку). Ее «горе» достигало эмоциональной кульминации во время девичника и при расставании с родным домом. С момента же отъезда из дома невеста прекращала плакать, как бы смирившись со своей новой жизнью.

Языческое венчание происходило на лоне природы, молодые надевали венки и, держась за руки, обходили дуб или ракиту. С этого момента они считались мужем и женой. Православное венчание происходит в храме, молодых обручает священник (представляя в тот момент Бога), молодые трижды обмениваются освященными кольцами, затем на них надевают венцы и священник трижды обводит пару вокруг алтаря. Это символизирует их совместное «хождение» в будущей жизни.

Страницы: 1 2 3

Рекоменудем посмотреть:

Развитие религии во время гражданских войн
«После трех пунических войн. Одержав победу над Карфагеном в 146 году, Древний Рим становится крупнейшим средиземноморской державой. К середине 2 в. оформились два антагонистических класса – рабы и рабовладельцы, вражда между которыми вы ...

Первые шаги в якутском кинематографе
Из разных источников известно, что первые сеансы кино проходили в Якутске еще в 1911 году. Естественно, в силу удаленности Якутии от центра России, плохих дорог, отсутствия лент, да и, вообще, за неимением налаженной системы проката, на п ...

Гений Дали
Мало быть талантливым художником, надо еще уметь и подать себя, устроить шум, выгодно продать свои творения. Нужна, как мы говорим сегодня, большая раскрутка. В этом смысле Сальвадор Дали ─ не без помощи Гала, а может быть, именно б ...