Обряд венчания

Страница 2

Во второй половине XVII в. более резкой стала граница между господствующими классами и народом. Социальное расслоение сказалось и на отношении к старому свадебному обряду. Этот обряд, ранее распространенный во всех слоях общества, становится в основном привилегией простого народа.

Деревенская свадьба отличалась красотой и монументальностью, была сложна по композиции и состояла из множества различных по происхождению, характеру и функции элементов. Разнообразие этих элементов связано с региональными и социальными особенностями. В свадебном обряде того времени отчетливо просматривались не только «пространственные» различия, но и «временные» напластования, пережитки разновременных форм брака. В обрядах причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией.

Вплоть до XIX–начала XX в. в свадебном ритуале сохранялись элементы, характерные для сознания человека, воспитанного на анимистических и магических архетипах. К ним можно отнести, например, множество действий, оберегающих участников свадьбы от враждебных сил или направленных на умиротворение предков (своих родовых и домашних духов). Например, на свадьбах нередко стреляли в воздух, расчищали перед молодыми дорогу веником, обметали свадебный поезд, а в определенные моменты громко кричали и шумели. Также особо следует выделить обряды, направленные на обеспечение молодых многодетством и богатством. Это обсыпание молодых зерном или хмелем, сажание на шубу, вывернутую вверх мехом (символ богатства и многодетства), расстилание ее под ноги, угощение яйцами или яичницей, раскидывание по полу соломы или сена, и т.д. Целая группа обрядов была направлена на укрепление связи молодых друг с другом. К ним можно отнести смешение вина из стаканов молодых, совместную еду и питье, отражение пары голубков на свадебном каравае, совместное глядение молодых в зеркало, протягивание нити от дома невесты до дома жениха, угощение жениха пирогом, лежащим за пазухой у невесты, связывание рук жениха и невесты платком, и т.п. Было бы не совсем верно полностью отождествлять содержание древних магических ритуалов и обрядов, бытовавших в XIX–начале XX в., так как многие из них, сохраняя свое место в обряде, постепенно утратили первоначальные смысл, выродившись в суеверия, или приобрели новое значение, например, в качестве игры, развлечения.

В свадебном обряде был своя постоянный состав действующих лиц – «чинов», исполнявших определенные традицией роли. Основными, центральными фигурами были жених и невеста, хотя сами они чаще всего вели себя пассивно. У невесты была своя роль - с момента сватовства до отъезда в церковь она горько оплакивала свою девичью жизнь в родительском доме и всячески выражала свое нерасположение к жениху (чужому человеку). Ее «горе» достигало эмоциональной кульминации во время девичника и при расставании с родным домом. С момента же отъезда из дома невеста прекращала плакать, как бы смирившись со своей новой жизнью.

Языческое венчание происходило на лоне природы, молодые надевали венки и, держась за руки, обходили дуб или ракиту. С этого момента они считались мужем и женой. Православное венчание происходит в храме, молодых обручает священник (представляя в тот момент Бога), молодые трижды обмениваются освященными кольцами, затем на них надевают венцы и священник трижды обводит пару вокруг алтаря. Это символизирует их совместное «хождение» в будущей жизни.

Страницы: 1 2 3

Рекоменудем посмотреть:

Феодосий Щедрин
Федос Щедрин родился в Петербурге в семье гвардейского солдата. Отец определил его в возрасте 13 лет в воспитательное училище при Академии художеств, где уже обучался его старший брат Семен Щедрин, впоследствии известный пейзажист. Федос ...

Деятельность Комплексного Центр социального обслуживания населения
Законодательным собранием Красноярского края 12 декабря 1996 года был принят Закон «Об основах социального обслуживания населения в Красноярском крае», в котором определены принципы социального обслуживания, государственная политика края ...

Русское искусство второй половины XIX века
Говоря об истории русского искусства второй половины XIX столетия обычно имеют в виду начало 60-х — начало 90-х годов. Какие же факторы общеисторического порядка обусловили те изменения в характере изобразительного творчества, которые зас ...