Институт семьи и его значение для общества. Социальный аспект свадьбы и семьи

Информация » Русская свадебная обрядность в контексте русской культуры: история и современность » Институт семьи и его значение для общества. Социальный аспект свадьбы и семьи

Страница 3

Также возрождается обряд венчания. Если около 10 лет назад это было не более чем исключением и данью моде, то сейчас все больше пар заключает церковный брак. Причем часто это делает не только молодожены, но и те супруги, которые уже какое-то время (иногда довольно долгое) состоят в государственном браке.

Говоря о современном бракосочетании, необходимо отметить, что оно значительно отличается от традиционного русского обряда. Во-первых, язычество уже давно стало для людей лишь совокупностью суеверий, во-вторых, во многом разрушена традиция церковного брака. Сейчас уже никто никого не сватает, мир стал совершенно другим, у человека появилось больше свободы, поменялась система ценностей. Человек - сам хозяин своей судьбы, и сам выбирает себе спутника в жизни.

В свадебном ритуале все же остались некоторые устойчивые элементы. Это обручальные кольца, белое (или светлое) платье невесты и фата. Также многие пары, не прибегая к помощи различных праздничных агентств, организуют свои свадьбы сами. Очень часто воспроизводится сценарий выкупа или похищения невесты. На выходе из ЗАГСа или церкви молодоженов часто осыпают рисом, монетами или конфетти. Свадебный автомобильный кортеж, оглушительно сигналя, непременно объезжает традиционный список памятных мест в городе (изначально - элемент городской русской свадьбы, когда молодая семья объезжала всю свою родню). А вот бросание невестой своего букета - западная традиция.

Справедливым будет заметить, что в настоящее время в России наблюдается стремление к возрождению древних традиций, и то же мы можем видеть в свадебном обряде.

Институт семьи является важнейшей частью общества. Бракосочетание – это то обрядовое действие, через которое создается новая семья. Обряд и ритуал бракосочетания является важнейшим событием и ритуалом в жизни человека. Формирование свадебной обрядности известно у славян с VI века нашей эры. В Х веке на Русь пришло христианство. Его ввел князь Владимир, чтобы сплотить раздробленное феодальное государство. Но разумеется, многовековые традиции язычества не могли быть мгновенно заменены на христианские. Так как князь Владимир вводил христианство мирно, оно постепенно переплеталось со старой верой, старым богам давало новые имена, но не меняло их сущность. Языческие обычаи самым причудливым образом переплелись с христианскими, и в итоге на Руси вплоть до XV-XVI веков вполне мирно сосуществовали две религии.

Что касается собственно свадебного обряда, то в деревнях вплоть до XVI века христианству не удалось полностью вытеснить язычество. Лишь к XVII в. церкви удалось прочно ввести освященную религией форму брака. Под влиянием христианства постепенно стали исчезать и трансформировались старые обычаи и обряды. Так же постепенно складывались нормы брачного права.

Во второй половине XVII в. более резкой стала граница между господствующими классами и народом. Социальное расслоение сказалось и на отношении к старому свадебному обряду. Этот обряд, ранее распространенный во всех слоях общества, становится в основном привилегией простого народа.

Деревенская свадьба отличалась красотой и монументальностью, была сложна по композиции и состояла из множества различных по происхождению, характеру и функции элементов. Разнообразие этих элементов связано с региональными и социальными особенностями. В свадебном обряде того времени отчетливо просматривались не только «пространственные» различия, но и «временные» напластования, пережитки разновременных форм брака. В обрядах причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией.

Страницы: 1 2 3 4

Рекоменудем посмотреть:

«Царские» праздники
В Московском государстве XVI-XVII вв. стержнем публичной жизни дворца являлись выходы государя и его свиты на православные праздники. Знаток московского двора И.Е. Забелин отмечал, что такие выходы составляли «одну из самых видных сторон ...

Успенский собор
Время создания: 1160 г. Собор построен по приказу князя Мстислава Изяславича, но не в детинце, а в окольном городе. Для строительства собора князь привел во Владимир переяславских зодчих, так как до этого он правил в Переяславле-Русском. ...

Абстрактная фотография
Абстрактная фотография приобрела значимость, когда люди с творческим видением начали главное внимание уделять отношениям между предметами, а не самим предметам — не людям, деревьям, цветам, животным, облакам и рекам, а рисунку и форме, ли ...